«Замкнутый круг: как поведение потребителей влияет на рост цен
Годовая инфляция в России за одну неделю середины марта ускорилась до 14,53% против 12,54% неделей раньше, сообщили в Минэкономразвития. Цены растут не по дням, а по часам, и это пугает красноярцев. Но именно они своим покупательским поведением подчас могут влиять на рост цен. Выясним, как это работает.
Причинами инфляции бывают самые разные процессы в экономике: увеличение спроса, обратная сторона этого явления – сокращение потребления, ослабление позиций национальной валюты и высокие инфляционные ожидания у населения.
Если мы говорим об увлечении спроса, то это работает так: люди начинают покупать больше определенных товаров, начинается определенный дефицит, продукт дорожает. Например, когда мобильные телефоны стали доступнее, все захотели пользоваться сотовой связью. Но сотовые операторы были не готовы к такому наплыву новых клиентов и не успевали сразу подстроиться под высокий спрос: не хватало вышек и свободных частот. Цены на мобильную связь были очень высокими, однако когда у операторов появились дополнительные мощности, цены стали снижаться.
При сокращении предложения товаров и услуг становится меньше, а спрос остается на том же уровне. Тогда появляется дефицит, причем это может произойти по совершенно разным причинам. Ослабление национальной валюты тоже приводит к росту инфляции. Если курс иностранных валют растет, импортные товары автоматически дорожают.
Высокие инфляционные ожидания – еще одна из существенных предпосылок инфляции.
Люди и компании уверены, что цены будут сильно расти, и начинают к этому готовиться.
Покупают товары впрок и меньше сберегают. Они руководствуются установкой, что лучше купить сегодня дешевле, чем переплачивать завтра. Компании начинают повышать цены на продукцию, когда видят такой спрос.
Получается замкнутый круг: все ждут роста цен – и цены растут именно потому, что люди этого ждут.
Что мы и наблюдали недавно в Красноярске: например, сахар вдруг стал во многих магазинах дефицитным товаром и заметно подорожал. Зачастую возникший ажиотаж – искусственный, ведь люди действуют в панике, а значит, не оценивают ситуацию трезво. В некоторых магазинах вводят ограничения на отпуск определенных товаров в одни руки.
«Инфляционные ожидания жителей России в марте приблизились к историческому максимуму. Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила более 18%», – отмечает управляющий отделением Банка России в Красноярске Сергей Журавлев.
Он пояснил ДЕЛА, как это сказывается на инфляции.
Цена отражает соотношение спроса и предложения. Когда спрос становится больше предложения – цена растет. И чем быстрее растет спрос, тем быстрее растут цены, ведь производство не может в один момент увеличить выпуск. Причиной резкого повышения спроса как раз могут быть инфляционные ожидания, о чем мы говорили выше. Люди полагают, что цены вырастут, и увеличивают число покупок.
«Самый простой пример – резкий рост закупок впрок овощей осенью в период их массовой уборки и низких цен. Люди думают, что купив в сезон сбора урожая и поместив овощи на хранение, они разумно избегут их покупки зимой по более высоким ценам. Но в этом случае ситуация повторяется из года в год, сельхозпроизводители готовы к ней, овощей много, и возросший спрос удовлетворяется предложением», – поясняет управляющий отделением ЦБ.
Но бывает и иначе: ситуация возникает резко и незапланированно.
Пример этого явления мы наблюдали и в недавнем прошлом. Когда ввели локдаун во время пандемии в марте 2020 года, из-за опасений закрытия магазинов и недоступности товаров люди делали большие запасы продуктов. Тогда цены на товары первой необходимости резко пошли вверх, а красноярцы еще долго пользовались своими запасами и сильно сократили покупки, что привело к выравниванию цен и даже их снижению на некоторые товары.
Сергей Журавлев объясняет, что происходит сейчас:
«Сегодня мы также наблюдаем ажиотажный спрос на отдельные товары. Он приводит к опустошению полок в магазинах, что вызывает тревожность и еще больше усиливает спрос. В ответ предприятия увеличивают завоз товаров в магазины, и резкое увеличение спроса толкает вверх цены поставщиков, ведь их предложение не готово к таким поставкам, и, чтобы их обеспечить, им тоже нужно увеличить затраты».
Так что резкий рост спроса со стороны населения приводит к росту затрат и у поставщиков, и у продавцов, что они компенсируют увеличением цен. Далее все по приведенной схеме – опасения населения о подорожании товаров подтверждаются, инфляционные ожидания усиливаются,
и все больше людей начинает совершать покупки «про запас», а спираль инфляции раскручивается.
Остановить этот процесс может либо резкое изменение ситуации (как это было с отменой локдауна в 2020 году), либо наполнение торговых точек тем или иным товаром, либо фиксация цен на том уроне, при котором совершать запасы становится невыгодно.
Наглядно это можно увидеть по ситуации с сахаром, говорит Сергей Журавлев. С одной стороны, спрос «разогнал» цены. За условные 120 рублей он стал уже менее интересен для покупки. С другой стороны, правительство РФ запретило экспорт сахара, что еще больше увеличит возможности его предложения на внутреннем рынке. Как следствие, рост предложения может снизить цену.
Для стабилизации спроса эффективным может быть и информирование покупателей. В такие периоды люди особенно внимательно следят за сообщениями о достаточности товаров и стабильности их поставок.
«Таким образом, определенность и понимание процессов, уверенность в будущем снижает инфляционные ожидания, высокий уровень которых способен разгонять инфляцию», – резюмирует Сергей Журавлев.
В Региональном центре финансовой грамотности красноярцам также напоминают, что в условиях рыночной экономики поведение потребителей всегда влияет на ситуацию на рынке, и дают совет, как относиться к покупкам «дефицитного» товара.
«Закон спроса и предложения отменить нельзя. Чем более охотно что-то покупают, тем больше вероятность того, что цена у данного товара вырастет. Мы уже не раз могли наблюдать такие ситуации, когда люди вдруг начинали скупать какой-то определенный товар. Причем не являющийся чем-то жизненно необходимым. В результате цена на него резко возрастала.
Конечно, такое поведение можно понять. Но мы рекомендуем не поддаваться панике и трезво оценивать ситуацию. Если в каком-то определенном магазине закончился сахар, это не означает, что его нет нигде и при случае нужно и самим закупиться на 10 лет вперед. Если в каком-то магазине внезапно сильно выросла цена, это не означает, что теперь она такая везде. Сейчас нередко в соседнем магазине можно найти и «дефицитный» товар в наличии, и внезапно подорожавший товар по приемлемой цене», – отмечает руководитель Регионального центра финансовой грамотности Сергей Красноусов.
Подробнее об инфляции и правильном финансовом поведении жители края всегда могут узнать на портале министерства финансов в специальном разделе.