Эксперты предложили использовать беспилотники в Артике как жизненно-важный ресурс для развития
Координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Воротников на заседании экспертного совета заявил: «Перед нами новая отрасль. Выработка специальных стандартов по работе беспилотников в Арктике страны по организации обучения их операторов, распространение практики контрактов жизненного цикла — вот что нужно сейчас для развития беспилотной авиации. Необходимо переработать правила использования посадочных площадок гражданской авиации и аэродромов совместного базирования с учётом интересов и потребностей БПЛА, тем более, что они могут иметь двойное назначение».
Экспертный совет был посвящен проблеме эксплуатации беспилотных авиационных систем в Российской Арктике.
Сейчас происходят серьёзные правовые изменения в области использования беспилотников. Начали появляться рамочные документы, такие, как «Транспортная стратегия России» и «Концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство РФ». Ключом к эффективному сотрудничеству между государством и бизнесом в этой области способно стать распространение так называемых «контрактов жизненного цикла», когда оплачивается услуга — доставка, эксплуатация, ремонт и утилизация оборудования, а не само «железо», уточнил Александр Воротников.
Олег Рябко, начальник управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Чукотского АО, рассказал об использовании беспилотников Почтой России. Он отметил проблему, как формальная невозможность использования беспилотников в аэропортах. Одним из решений проблемы могло бы быть развитие инфраструктуры для беспилотников отдельно от аэропортов.
Николай Находкин, представитель ВНИИ ГО ЧС в Якутии, рассказал об использовании: беспилотников во время лесных пожаров: они могут летать в дыму, тепловизорами отмечать перемещение линии огня, позволяют корректировать проведение взрывных работ на льду. За несколько лет было сэкономлено более 90 млн рублей на авиаработах.
Александр Кугаевский, заместитель ректора СВФУ, дополнил примеры рассказами о перспективах БПЛА для оленеводства и мониторинга северных речных путей.
Виктор Досенко, президент Международной академии транспорта, подчеркнул, в обеспечении транспортной доступности территорий, особенно арктических, беспилотники способны играть важную роль в этом процессе.
Александр Залецкий, преподаватель Московского государственного образовательного комплекса по направлению эксплуатации беспилотных авиационных систем, отмечает, что важное условие обучения управлению БПЛА — практика в компаниях-эксплуатантах беспилотников. Для подготовки внешних пилотов, способных выполнять авиационные работы в арктических условиях, критически важно обеспечить тесное взаимодействие с компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в АЗРФ.
Александр Кривичев, заместитель директора центра исследования экономических проблем развития Арктики, привёл соображения о том, что в перспективе беспилотники могут видоизменить концепцию северного завоза и перевалки грузов по устьям сибирских рек с помощью ледоколов типа «Помор», нуждающихся в точной навигации с учетом береговой линии и ледовой обстановки. Такую задачу мог бы решить «привязной» беспилотник, благодаря использованию энергии корабля способный неограниченное время барражировать в воздухе и сканировать ледовую обстановку. Также беспилотники способны упростить доставку некрупнотоннажных грузов во время проходки караванов грузов по сибирским рекам, по словам Кривичева.
Своим опытом также поделились компании, производящие и эксплуатирующие беспилотники Александр Лазутин, директор филиала ГК «Беспилотные системы», упомянул о технологии автоматического зависимого наблюдения-вещания на борту беспилотника, испытанного компанией в экспедиции Барнео-2017 на дрейфующей льдине в районе Северного полюса. Этот же эксперимент выявил преимущества беспилотника самолетного типа для задач по поиску площадок для ледовых аэродромов, трещин дрейфующих льдин, торосов, отслеживанию местонахождения людей и опасных хищников.