Почему в Красноярске и Железногорске вырастут цены на проезд
Представители власти и перевозчиков в Красноярске и крае пояснили причину роста тарифов на проезд в общественном транспорте. Напомним, впервые за три года стоимость проезда в автобусах краевого центра вырастет до 32 рублей, в Железногорске – до 30 рублей. Изменения вступят в силу уже 1 февраля.
По словам представителей минтарифа, департамента транспорта города и участников рынка, повышение – необходимость:
с 2019 года выросли цены на топливо, горюче-смазочные материалы, запасные части для автобусов.
В транспортный сфере также отмечается острая нехватка кадров, связанная в том числе с невозможностью индексировать заработную плату сотрудникам. Ожидается, что повышение тарифа поможет разрешить эти проблемы.
В 2021 году в министерство тарифной политики Красноярского края обратились 27 из 39 красноярских перевозчиков, обслуживающих более 85% от всех автобусных маршрутов. С тем же предложением выступили и транспортные предприятия Железногорска. Перевозчики не могли обеспечить бесперебойную работу транспорта при нынешних условиях.
«Услуга по перевозке складывается из многих факторов и затрат, среди них – топливная составляющая, запчасти для автобусов, фонд оплаты труда наших сотрудников и непосредственно сам автобус. Соответственно, если где-то не хватает денег, возникают проблемы. Если мы будем платить маленькую заработную плату, то кадры будут уходить в другую отрасль, что и происходит сегодня. Точно такая же ситуация с обновлением подвижного состава: если вовремя его не обновлять, мы будем ездить на старых разбитых автобусах.
Отсюда исходит некая себестоимость нашей услуги. За 2021 год кардинально изменилась стоимость ГСМ, цена на запчасти, подорожали автобусы. Нашим сотрудникам тоже необходима индексация зарплат. Все это в комплексе говорит о необходимости повышения тарифов, которые не менялись уже три года, а за это время в стране произошли инфляционные изменения», – считает заместитель председателя ассоциации перевозчиков Красноярского края Константин Кнапнугель.
В результате от сбоев в работе при старом тарифе страдали и сами пассажиры. Перевозчики несли значительные убытки, поэтому автобусы могли выходить нерегулярно или вообще сниматься с маршрутов. С обновлением автопарка также возникали сложности.
«Убытки не позволяют перевозчикам проводить индексацию заработной платы своих сотрудников, что влечет нехватку трудовых кадров и, как следствие, ограничивает выход автобусов на маршруты. А это является невыполнением обязательств перед пассажирами», – поясняет начальник отдела министерства тарифной политики Красноярского края Роман Дубровский.
По словам заместителя руководителя департамента транспорта мэрии Красноярска Игоря Манченко,
кадровый дефицит в отрасли впервые достиг уровня 25%.
«На предприятиях острая нехватка водителей, кондукторов, слесарей, электриков. Повышение тарифа позволит проиндексировать заработную плату и привлечь специалистов для работы на пассажирских предприятиях», – отметил он.
Красноярские перевозчики предлагали увеличить стоимость одной поездки на городском транспорте до 37–50 рублей, железногорские – до 33 рублей. Министерство тарифной политики установило свои предельные тарифы в соответствии с экспертной оценкой и экономическим обоснованием.
«Эксперты министерства провели многостороннюю работу по оценке необходимости повышения платы за перевозку пассажиров. Мы активно взаимодействовали с краевым профсоюзом работников автомобильного транспорта и другими общественными организациями, чтобы учесть интересы и пассажиров, и перевозчиков. В результате детальной экспертизы представленных перевозчиками документов было принято решение о повышении стоимости проезда. Тарифы установлены на экономически обоснованном уровне в соответствии с действующим законодательством», – комментирует министр тарифной политики Красноярского края Марина Пономаренко.
Помимо того, министерство установило предельные тарифы и на пассажирские перевозки электротранспортом. Так, напомним, с 1 февраля стоимость проезда в трамваях и троллейбусах в Красноярске составит 28 рублей. Такая же цена за проезд будет в пригородных электричках, перевозящих пассажиров в радиусе 10 км от Красноярска, включая электропоезда до Дивногорска. В остальных электричках стоимость проезда вырастет на 18%.
Увеличение стоимости проезда не коснется льготных категорий населения.
Почти 500 тыс. жителей региона ездят по социальной карте, которая дает право на определенное количество льготных поездок в общественном транспорте ежемесячно. В эти категории входят ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, пенсионеры по старости, инвалиды, школьники из многодетных семей и другие.
Ежемесячная сумма для пополнения карты в 2022 году составляет 187 рублей,
то есть цена одной льготной поездки – около 5 рублей.
Стоимость дополнительных 10, 14 или 24 поездок для жителей Красноярского края (кроме Норильска) составит 130, 182 и 312 рублей.
Кроме того, с октября 2021 года в Красноярске действует безлимитный проездной для расчета во всех видах общественного транспорта. Проездной работает на базе стандартной транспортной карты, ее стоимость – 100 рублей.
Цена ежемесячного безлимитного абонемента – 2100 рублей.
«Проездной позволяет совершать неограниченное количество поездок в течение месяца. Его стоимость с повышением тарифа не изменится», – добавил заместитель руководителя департамента транспорта Игорь Манченко.