«Будем на оленях добираться?»: проблемы красноярского транспорта буксуют много лет
На этой неделе Красноярск лишится еще одного автобусного маршрута – 36, который ходил от ЛДК до Железнодорожной больницы. Пассажиры, пользующиеся автобусом последние дни, высказывают свои эмоции по этому поводу в соцсетях. Их мнения, как и прошлые высказывания в связи с отменой маршрутов, снова свидетельствуют: работа общественного транспорта для города остается одной из самых острых проблем.
ДЕЛА.ru проанализировали ситуацию и узнали, почему перевозчики уходят с рынка и что предпринимают власти.
«Как НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЙ?» МНЕНИЯ ПАССАЖИРОВ
Напомним, перевозчик 36 маршрута прекращает работу из-за низкой рентабельности. Чтобы частично компенсировать потерю для пассажиров, в департаменте транспорта решили отправить на этот маршрут троллейбус №6 – по ул. Матросова, Семафорной, Судостроительной, затем снова по Семафорной и обратно.
Новость об отмене 36-го подняла новую волну возмущения горожан: теперь жителям Белых Рос и Пашенного придется добираться до Ж.-д. больницы только с пересадками.
- «Как нерентабельный-то? Утром битком едет, не все входят. На Пашенном не везде останавливается, потому что просто войти уже людям некуда».
Но еще больше нововведение возмутило тех, кто живет или работает у Железнодорожной больницы.
Там довольно населенный район, к тому же большое количество пассажиров ездит в медицинские учреждения, которых там несколько. Люди принялись подсчитывать, сколько автобусов останется на этом маршруте.
- «Еще минус один автобус до Ж.-д. больницы... По итогу остается один 77, 14 и 26 не в счет, особенно 14, а на работу людям, видимо, нужно на оленях добираться».
- «То есть получается, что на Ж.-д. больницу будет ходить один 77? 26 всего 3 автобуса на маршруте, его не дождешься, про 14, который 1 автобус на маршруте, я вообще молчу. Оттуда с утра не уедешь, а вечером после 21:00 вообще ни один автобус не ходит!».
- «Скоро до Ж.-д. больницы будем ходить пешком, как в старые времена. Четверку убрали, 34 убрали, сейчас еще и 36. «Отлично» просто, все «лучше» и «лучше» для людей делают!»
Стоит отметить, однако, что в городе есть еще один способ добраться до Железнодорожной больницы – на городской электричке. Остановка была создана для жителей района несколько лет назад.
Другие красноярцы стали вспоминать, какие еще автобусные маршруты были убраны и как теперь плохо ездить на общественном транспорте
- «Все только убирают и не думают, как людям в час пик добираться до работы. 51 убрали, теперь на 77 сесть не можем, на Лазо утром битком постоянно едет».
- «91 маршрут убрали, самый удобный и рентабельный маршрут! Уже второй год люди мучаются с троллейбусом. Такое ощущение, что для людей удобно, для власти – нерентабельно».
Станет только хуже?
Мнения пассажиров говорят о том, что в работе красноярских маршруток одни и те же проблемы существуют много лет. Навскидку можно назвать несколько:
- Недостаток автобусов на маршруте и их переполненность в часы пик;
- Непроработанность маршрутных схем: из Октябрьского района, например, в район Столбов и Турбазы уехать в принципе невозможно несмотря на Николаевский мост;
- Плохая культура обслуживания пассажиров – хамское поведение водителей и кондукторов постоянно становятся предметом обсуждений в соцсетях. Впрочем, пассажиры почти не отстают;
- Неудобная система расчета: банковскими картами можно оплатить проезд не всегда;
- Плачевное состояние автобусов, в которых невыносимо жарко летом и холодно зимой;
- И, конечно, постоянные пробки на дорогах.
Эксперт в вопросе пассажирских перевозок с большим опытом работы Константин Кнапнугель рассказал ДЕЛА.ru о том, в чем корень многих проблем
и почему они вскоре могут только усугубиться.
«Проблема стара, как мир: перевозчики не хотят возить дешевле, а пассажиры не хотят ездить дороже. Сейчас добавились и новые обстоятельства – подорожание ГСМ, ужесточение требований к перевозчикам (автобусы должны быть не ниже Евро-4) и ужесточение требований техосмотра. Первое приводит к новым расходам на бензин, второе – к тому, что перевозчикам нужно найти средства на обновление парка, а третье – к тому, что устаревшие автобусы не пройдут техосмотр и не выйдут на маршруты», – сказал Кнапнугель.
К тому же, по словам теперь уже бывшего перевозчика, никуда не делась кадровая проблема – маршрутчики не могут найти себе работников, поскольку профессии водителя и кондуктора не являются популярными.
«Не хотят идти работать по нескольким причинам: во-первых, это тяжелый труд. Чаще всего, все претензии пассажиры высказывают не чиновникам и перевозчикам, а простым работникам, от которых ничего не зависит. Добавляется эмоциональная нагрузка. Во-вторых, маленькие зарплаты.
Хотелось бы платить больше, но откуда же взяться деньгам?», – говорит Константин.
Что думают и делают в дептрансе
Между тем, как следует из ответа департамента транспорта мэрии на запрос ДЕЛА.ru, все не так плохо. Несмотря на жалобы красноярцев на общественный транспорт в соцсетях, реальных обращений в дептранс не было.
«Специалисты департамента транспорта и МКУ «Красноярскгортранс» ведут ежедневный мониторинг наполняемости автобусов на основных пересадочных пунктах и остановках. Совместно с перевозчиками по необходимости они добавляют резервные машины на маршруты. За последнее время обращений на переполненные автобусы не поступало», – сказали в ведомстве.
С 1 сентября, обещают в дептрансе, общественный транспорт перейдет на осеннее расписание. Общее количество автобусов, троллейбусов и трамваев на маршрутах увеличится минимум на 20% от нынешнего выпуска.
При этом часть перевозчиков действительно отказываются работать из-за несоответствия подвижного состава современным требованиям к экологичности транспорта.
Так, №20 и 51 хоть и находятся в реестре муниципальных маршрутов, на линии их нет:
предприниматели уведомили дептранс о том, что не смогут принять участие в конкурсе на обслуживание перевозок. Поэтому пришлось разработать схему для нового маршрута №21, чтобы обеспечить транспортную доступность для горожан. Он частично проходит по схемам движения автобусов №20 и 51.
Кроме того, власти приняли решение усилить автобусное сообщение между Зеленой Рощей и центром города и увеличить транспортную доступность для жителей мкрн Тихие Зори. С 19 апреля был запущен новый маршрут №30, который ходит от остановки «Спортзал» до Платинум Арены.
Что касается ввода новых маршрутов через Николаевский мост, то он станет возможным только после строительства дорожной развязки в Пашенный, а также жилого массива в районе Николаевского проспекта, на ул. Свердловской и на территории бывшего комбайнового завода, пояснили в департаменте.
О запуске новых маршрутов (как автобусов, так и троллейбусов) по городу ведомство пока не приняло окончательных решений.
«В настоящее время ведется активная работа над развитием электрического транспорта. Более конкретно говорить об этом можно будет после поступления в город нового электротранспорта», – рассказали в дептрансе.
При всех проблемах, которые не могут решиться годами, Константин Кнапнугель, например, все же считает транспортную систему Красноярска одной из лучших в СФО.
«Взять те же Барнаул, Томск или Иркутск. Где-то до сих пор старые пазики ездят, где-то до сих пор не знают, что такое банковские карты или транспортное приложение, а где-то проезд стоит 45 рублей. В Красноярске ситуация все же лучше, а существующие проблемы с общественным транспортом – общероссийские, а не только наши, но их нужно решать системно, а не точечно», – резюмирует бывший перевозчик.
Пусть хотя бы осознание этого факта поможет тем, кто дважды в день садится в набитую битком маршрутку.