Полноценные новости Красноярского края

Финансовая грамотность станет обязательным школьным предметом

Элементы финансовой грамотности войдут в преподавание обязательных школьных предметов. Это закрепили в новых федеральных образовательных стандартах (ФГОС) для начальной и основной школы, которые вступят в силу 1 сентября 2022 года.

Включение элементов финансовой грамотности в обязательную школьную программу является одной из задач реализации национальной стратегии по повышению финансовой грамотности в России, над которой работают Министерство финансов, Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина России и методические центры на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС.

В будущем в начальной школе знания о финансах будут преподавать на уроках математики и окружающего мира, а для учеников 5-9 классов – на обществознании, математике и географии.

По словам заместителя министра финансов России Михаила Котюкова, к 2023 году изучение финансовой грамотности в той или иной мере должно охватить 100% школьников и студентов.

Также замминистра финансов отметил, что с 2018 года были разработаны 7 программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов. Это учителя обществознания, математики, географии, английского языка, ОБЖ, истории и информатики. На сегодня обучение по этим программам прошли около 8 тыс. учителей, и каждый год на базе региональных и межрегиональных центров будут готовить не менее 5 тыс. человек.

Для каждой программы уже созданы необходимые контрольно-измерительные и учебно-методические материалы для учителей, родителей и учеников 2-11 классов. 17 млн экземпляров таких пособий поступили в 51 российских регион.

С помощью программ учителя будут формировать у учеников 1-4 классов навыки безопасного поведения в интернете, в том числе и во время финансовых операций. Их будут учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план.

Для учащихся 5-9 классов предусмотрен переход к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а на уроках географии ученики будут давать определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Также школьники должны будут научиться самостоятельно оставлять и заполнять простые формы и документы, такие как заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.

Учиться по новым образовательным стандартам начнут с 1 сентября 2022 года, но если программы согласуют с родителями раньше, то приступить могут уже в 2021 году.

 «Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Уже сейчас, благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы, в каждой пятой школе это обязательный урок. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», – считает первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов.

Министерство финансов России планирует внедрить элементы финансовой грамотности не только в школы, но и вообще во все сферы системы образования – детские сады, средние специальные образовательные организации и вузы.

По словам специалиста Регионального центра финансовой грамотности, школьного педагога по финансовой грамотности Анжелики Ёлшиной, новость об обязательном преподавании предмета уже вызвала в сообществах родителей и учителей противоречивые чувства. Причина – отсутствие программ, пособий, времени на обучение у педагогов и материального стимулирования.
«Учителям необходимо заново обучаться тому, что невозможно применить на практике в короткие сроки. А как можно вести тему про инвестирование и не быть инвестором?Мне на каждом уроке ученики задают вопросы, а есть ли у меня: страховка, личный финансовый план, акции, индивидуальный инвестиционный счет? И родители задают вопрос – кто будет преподавать финансовую грамотность? Готова ли школа? Они опасаются, что качество преподавания будет низким, ведь курсы повышения квалификации по финансовой грамотности не дают практических навыков», – отмечает специалист.
Однако, по ее мнению, несмотря на все сомнения и страхи, опыт ведения уроков финансовой грамотности показывает: большинство детей полюбили предмет и более того, обучают финграмотности своих родителей, бабушек и дедушек.

«Финансовые отношения окружают нас от рождения и до самой смерти. И мы не можем исключить себя или своих детей из этого процесса. Финансовый мир с каждым годом становится сложнее, и большинство россиян, не обладая основными финансовыми знаниями, принимают решения, влекущие к финансовой катастрофе (банкротству). Как пример мы можем вспомнить историю Японии - о проблеме мусора. Власти пробовали различные методы, чтобы навести порядок в стране, но ничего не получалось, пока не ввели предмет в школы по сортировке мусора.

 

Учителя не были дворниками, как и сейчас наши учителя не инвесторы и не финансовые консультанты! Но, владея методикой преподавания, они способны обучать, проходя перед этим обучение самостоятельно, используя методические материалы», – считает Анжелика Ёлшина.

Напомним, что в любое время узнать ответы на вопросы по теме финансовой грамотности жители края могут на портале регионального минфина.