В Красноярске прошел IX Съезд депутатов Красноярского края
В Красноярске прошел IX Съезд депутатов Красноярского края – «большая депутатская планерка», где обсуждаются актуальные для региона проблемы. В этом году в ней приняли участие 500 делегатов, среди них – депутаты представительных органов всех муниципальных районов, городских и муниципальных округов, значительной части поселений, главы городов и районов края, представители Федерального Собрания Российской Федерации от Красноярского края.
Спикеру краевого парламента Дмитрию Свиридову выпала честь открыть масштабное мероприятие. Он поблагодарил делегатов за готовность к обсуждению проблем социально-экономического развития края. Дмитрий Свиридов также отметил «организованность делегаций, далеко расположенных от краевого центра»:
«Каждый раз они преодолевают огромные расстояния, чтобы участвовать в работе Съезда. В зале традиционно присутствуют депутаты как самых северных, так и самых южных муниципальных образований, ну и конечно, западной, восточной и центральной групп».
Далее IX Съезд депутатов Красноярского края начал свою работу.
Делегатов поприветствовал губернатор Красноярского края Александр Усс. Он отметил, что проведение этого мероприятия – одна из добрых традиций Красноярского края, которая формировалась на протяжении многих лет. Главная цель IX Съезда – еще раз посмотреть, как необходимо решать муниципальные и краевые проблемы, а также оценить перспективы развития края на будущее. Сегодня все еще продолжается пандемия, и Красноярский край борется с ее последствиями. Но, несмотря на трудности, регион продолжает реализацию национальных проектов, совершенствует социальную сферу, финансовую и долговую политику, принимает необходимые меры оживления экономики.
Александр Усс поблагодарил депутатский корпус края за работу. Губернатор отметил, что
с осени 2017 года депутаты подготовили более 400 законопроектов в сфере экономики, финансов, государственного и муниципального управления, борьбы с коррупцией.
Также губернатор отметил поддержку внесенных им законов социального характера краевыми парламентариями: введение государственных премий в области культуры, вознаграждения женщинам, имеющим орден «Материнская слава», выплаты миллиона рублей для родственников врачей, погибших от коронавируса, выплаты детям войны.
«Таких примеров эффективного взаимодействия с краевым парламентом у нас достаточно, – подчеркнул губернатор. – Я убежден, что конструктивный диалог исполнительной, законодательной власти всегда отличал Красноярский край и будет служить основой для нашего дальнейшего уверенного продвижения вперед».
Губернатор уделил внимание теме вакцинации в крае.
Так, до осени необходимо привить 1,3 млн человек.
Кроме того, Александр Усс рассказал об экономических перспективах, которые, прежде всего, связаны с реализацией комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь. Красноярский край вошел в пятерку наиболее инвестиционно привлекательных регионов страны и в десятку субъектов РФ по социально-экономическим показателям.
Далее с докладом выступил председатель Законодательного Собрания края Дмитрий Свиридов. Он рассказал о наиболее важных событиях в жизни края за последние три года.
«За прошедший год чуть более 40 процентов населения края получили социальную помощь и поддержку, – отметил спикер. – Общий объем расходов по программе «Развитие системы социальной поддержки граждан» увеличился в прошлом году на 14,7 млрд рублей и составил 42,4 млрд рублей. В 2021 году на реализацию программы заложено еще больше – 46,8 млрд рублей».
Спикер рассказал об основных успехах в социально-экономическом развитии края. Краевой парламент осуществляет необходимое законодательное обеспечение реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» и развития Арктической зоны, приняты законы о региональных инвестиционных проектах и мерах их налоговой поддержки. Введены также налоговые льготы для реализации крупных проектов по нефтедобыче на севере края. Продолжается работа по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, совершенствованию муниципально-территориального устройства, статуса и границ муниципальных образований.
Председатель также отметил роль президентских указаний:
«Послание президента является для нас руководством к действию. В сжатые сроки предстоит обеспечить разработку и принятие краевых законов, подзаконных, а затем и муниципальных актов, обеспечить реализацию поставленных задач на краевом и муниципальном уровнях власти».
Спикер подчеркнул, что инициативы граждан необходимо поддерживать, особенно в сфере благоустройства:
«В сфере благоустройства приоритет и дальше будет отдаваться проектам, инициированным или поддержанным самими гражданами. Практика инициативного бюджетирования хорошо зарекомендовала себя в крае. Проекты наших муниципальных образований становятся победителями всероссийских конкурсов, например, Монастырский парк в Енисейске. Семь краевых проектов вошли в федеральный реестр лучших практик благоустройства».
По мнению Дмитрия Свиридова, среди проблем в муниципальном развитии – содержание дорог, износ подвижного состава, состояние коммунальной и социальной инфраструктуры, дефицит кадров. Причина тому – нехватка финансов в муниципалитетах, которую решают прямой поддержкой и стимулированием. Прямая поддержка в виде субсидий из бюджета края составляет свыше 106 миллиардов рублей, все они уходят в территории на выполнение государственных обязательств и развитие.
Порядка 900 миллионов выделено в бюджете на поддержку проекта локальной экономики.
Первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов рассказал об итогах заседания секции по местному самоуправлению, в котором приняло участие около 150 человек.
Ряд предложений в части ремонта и содержания дорог общего пользования местного значения, а также развития цифровой инфраструктуры вошли в проект резолюции.
Сергей Попов о важности цифровой инфраструктуры:
«Ковидный год показал, насколько это важно. В крае есть населенные пункты, куда мы никогда не дотянем дороги в силу объективных причин. А нормальная связь и быстрый интернет позволят обеспечить нашим гражданам качество жизни, достойное 21 века – речь о доступе к образованию, государственным и муниципальным услугам, дистанционной занятости и многом другом».
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания Красноярского края Владимир Чащин рассказал о работе секции по вопросам межбюджетных отношений Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края. Основные темы заседаний – создание условий для выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований, совершенствование межбюджетных отношений, долговой политики и эффективное расходование бюджетных средств.
Владимир Чащин отметил, что налоговый потенциал территорий растет.
При этом важно продолжать усиление муниципального земельного контроля и внедрение государственно-информационной межведомственной системы централизованного учета объектов земельно-имущественного комплекса края.
Председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Владимир Демидов рассказал о повестке секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края стало развитие малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры поддержки бизнеса. В работе секции приняли участие представители более 70 муниципальных образований.
Число предпринимателей в крае растет.
Малый и средний бизнес края сегодня – это более 100 тысяч субъектов предпринимательства, обеспечивающих занятость каждого пятого работника в регионе.
Малому и среднему бизнесу оказывается финансовая поддержка в рамках государственной программы «Развития малого и среднего предпринимательства». Так, муниципалитетам предоставляются субсидии на реализацию местных программ.
В этом году на поддержку бизнеса в краевом бюджете предусмотрено 180 млн рублей.
Законодательное Собрание предложило увеличить объем таких субсидий: «Надеемся, что эта инициатива найдет свое отражение в региональном бюджете уже в будущем году и будет учитывать пожелания муниципалитетов в полном объеме, – сказал Владимир Демидов. – Кроме того, в планах провести большую работу по совершенствованию порядка предоставления данных субсидий, чтобы сделать их еще более доступными и эффективными».
Кроме того, для решения проблем и развития малого бизнеса в крае разработан проект региональной программы развития малого и среднего предпринимательства до 2024 года.
Председатель комитета по безопасности и защите прав граждан Анатолий Самков выступил с докладом по вопросам безопасности и защите прав граждан. Спикер коснулся темы бытовых пожаров:
«Нет ничего ценнее, чем жизнь человека, однако цифры статистики о гибели людей при бытовых, а не природных пожарах удручающие».
Так, на сегодняшний день 127 человек погибли в огне.
Основные причины возгораний – неосторожное обращение с огнем, неисправное печное отопление и электропроводка.
Анатолий Самков отметил, что мало внимания уделяется семьям и людям, оказавшимся в зоне риска: «В этой связи мы обращаем внимание правительства края и глав муниципальных образований на необходимость повышенного прикрытия населенных пунктов профессиональной добровольной пожарной охраной, на то, что техническая обеспеченность краевой противопожарной службы еще не отвечает современным требованиям, а работа, проводимая муниципальными образованиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности населенных пунктов, к сожалению, еще осуществляется не на должном уровне».
По словам председателя, одна из основных причин – это недостаточное финансирование, дефицит и дотационность бюджетов территорий. Но предпринимаются меры по профилактике бытовых пожаров. Так, финансирование государственной программы «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения Красноярского края» за пять лет возросло более чем на 425 миллионов рублей.
Также депутаты внесли несколько предложений: рекомендуется обеспечить эффективное и целевое распределение средств, организовать работу по созданию муниципальной пожарной охраны с учетом рекомендаций ОМСУ по реализации федерального закона № 123 от 2018 года, увеличить ресурсное обеспечение, направленное на поддержку и развитие добровольной пожарной охраны, на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Заместитель председателя комитета по охране здоровья и социальной политике Илья Зайцев сообщил, что на секции по вопросам социальной политики Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края подвели первые итоги реформирования системы социальной защиты населения в крае.
«Подводя первые итоги, мы понимаем: главный показатель успешности проведенной работы в том, что получатели мер социальной поддержки не заметили существенных изменений. Они получают выплаты и разъяснения по привычному адресу. Снижения качества услуг не произошло», – отметил депутат.
Значительных успехов добились три территории нашего региона – Норильск, Северо-Енисейский район и Красноярск. Помимо мер краевой поддержки они ввели и собственные выплаты.
В завершении работы секции министерству социальной политики рекомендовано продолжить работу по формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания, развитию в крае системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, ликвидации очередности на размещение граждан в психоневрологических интернатах, расширению практики предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам в целях преодоления бедности.
Председатель комитета по строительству и ЖКХ Алексей Кулеш затронул важный вопрос обеспечения муниципалитетов края чистой водой:
«При подготовке к съезду комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству был проведен круглый стол, посвященный одной из острейших проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, – снабжению муниципальных образований края чистой водой. Благодаря дистанционному участию, в обсуждении этого вопроса приняли участие более 150 человек, в том числе и представители органов местного самоуправления».
Согласно данным, средний износ систем водоснабжения составляет более 65%, а сетей водоотведения – 77,5%.
Все еще есть населенные пункты, где водоснабжения не было и нет до сих пор, а значительное число населенных пунктов – без системы очистки стоков. Так, в замене нуждаются более 5 тысяч километров сетей водоснабжения, почти 2 тысячи километров сетей водоотведения.
«Решение только этой одной проблемы из целого клубка проблем в сфере ЖКХ стоит огромных денег. Расчет стоимости затрат сравним с размером бюджета нашего края. Также понятно, что
включение всех этих расходов исключительно в тариф сделает его неприемлемо высоким для многих групп населения и многих территорий.
Особенно это явно для малых населенных пунктов, где полезный отпуск воды невелик, а расходы на него колоссальные. Но также и понятно, что мы обязаны обеспечить долгосрочную инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость этой отрасли, что невозможно без установления именно таких тарифов. С такими взаимоисключающими условиями задачи мы сталкиваемся не впервые, и решение находится в сбалансированном сочетании бюджетных вложений и тарифных решений, в использовании крупных и крупнейших предприятий этой отрасли, в том числе и находящихся в краевой собственности», – отметил Алексей Кулеш.
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Александр Симановский рассказал, что на круглом столе, проведенном в преддверии Съезда были рассмотрены вопросы улучшения экологии в городах края. В том числе, было рекомендовано доработать и утвердить комплексные планы мероприятий, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск и Назарово.
Комитет также предложил включить в резолюцию рекомендации по обращению с отходами и, в том числе, оказать содействие органам местного самоуправления в организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов, обеспечить развитие инфраструктуры по обращению с ТКО, обеспечить на постоянной основе участие Красноярского края в федеральном проекте «Чистая страна» с целью ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде.
Заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту Виктор Кардашов рассказал об итогах работы секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края. Были рассмотрены вопросы социализации инвалидов, реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного и качественного образования, развития библиотечной сети на территории Красноярского края.
Виктор Кардашов также отметил некоторые результаты: «В отчетный период построено 8 975 новых школьных мест, 7 742 места в детских садах, модернизировано 30 муниципальных библиотек, отремонтировано 94 досуговых учреждения и построено 2 новых. На развитие спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях края предоставлено субсидий на сумму порядка 350 млн рублей».
Профильный комитет продолжает уделять повышенное внимание темам организации горячего питания, цифровой доступности образования и обеспечения безопасности в школах.
Съезд завершился торжественной церемонией награждения победителей краевого конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования. Победителей наградил губернатор Красноярского края Александр Усс и председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов.
Так, призовые места заняли:
среди представительных органов городских округов:
- первое место – Ачинскому городскому Совету депутатов;
- второе место – Енисейскому городскому Совету депутатов;
- третье место – Лесосибирскому городскому Совету депутатов;
среди представительных органов муниципальных округов и муниципальных районов:
- первое место – Таймырскому Долгано-Ненецкому районному Совету депутатов;
- второе место – Енисейскому районному Совету депутатов;
- третье место – Каратузскому районному Совету депутатов, Курагинскому районному Совету депутатов;
среди представительных органов городских поселений и сельских поселений – административных центров муниципальных районов:
- первое место – Емельяновскому поселковому Совету депутатов Емельяновского района;
- второе место – Новобирилюсскому сельскому Совету депутатов Бирилюсского района;
среди представительных органов сельских поселений с численностью населения до 1000 жителей:
- первое место – Таятскому сельскому Совету депутатов Каратузского района;
- второе место – Суриковскому сельскому Совету депутатов Бирилюсского района;
- третье место – Иджинскому сельскому Совету депутатов Шушенского района;
среди представительных органов сельских поселений с численностью населения свыше 1000 жителей:
- первое место – Ильичевскому сельскому Совету депутатов Шушенского района;
- второе место – Озерновскому сельскому Совету депутатов Енисейского района;
- третье место – Подтесовскому поселковому Совету депутатов Енисейского района.
Председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов рассказал о проекте резолюции IX Съезда депутатов Красноярского края:
«В резолюцию вошли предложения, которые подготовлены по итогам обсуждения вопросов на заседаниях секций и круглых столов. В первую очередь, они о том, что интересует людей на местах, какие существуют проблемы, вопросы традиционного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Предложения касаются практически всех территорий и непосредственно влияют на жизнь наших земляков в разных сферах жизнедеятельности.
Они о государственном строительстве, развитии здравоохранения, образования и культуры, поддержке малого и среднего предпринимательства, улучшении инвестиционного климата, в том числе в рамках реализации большого комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», и о решении многих других задач, стоящих перед регионом. Все это имеет прямое отношение к муниципальным образованиям, поэтому мы говорим о том, что залог экономического успеха края в развитии локальной экономики.
Муниципалитеты должны получить от нас самую серьезную помощь, мне кажется, на этом стоит сделать особый акцент.
Территориям нужны кадры, инвестиции, инструменты привлечения дополнительных доходов, управления налогами и государственным долгом. Наши рекомендации обо всем этом включены в проект резолюции. Он подлежит небольшой доработке, но в целом предложения будут приняты в работу в том виде, в котором они были озвучены руководителями секций».