Бизнес-подход к COVID-19 и «Арктический период»: крупные компании делятся опытом на ПМЭФ
Социальная проблематика составляет важную часть программ экономических форумов. Так, на Петербургском международном экономическом форуме две важные сессии касались пандемии коронавирусной инфекции и изменений в жизни населения арктических территорий.
«Ковид – это общая беда»
Коронавирус понемногу уходит из основной новостной повестки, однако будет еще долго влиять на решения власти, работу компаний и жизнь населения. Интересные выводы сделал в своем выступлении на сессии «Надолго или навсегда? Жизнь и развитие в условиях новой реальности» вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев: по его мнению, выходом для крупных промышленных компаний может стать бизнес-подход к COVID-19 и пандемиям вообще.
Начиная свое выступление на форуме, Грачев отметил, что, как и у всех, история работы «Норникеля» теперь делится на время до пандемии и после нее.
Однако та политика, которую проводила компания в течение последних лет, помогла быстро включиться в работу по противодействию инфекции: новые бизнес-процессы запускать не пришлось.
К примеру, «Норникель» давно занимался цифровизацией производства, так что в кратчайшие сроки удалось безболезненно перевести на удаленный режим свыше 14 тысяч работников.
«Те компании, где цифровизация – это не мода, а реальная отрасль, достаточно легко ассимилировались к новым условиям рынка», – отметил спикер.
Во-вторых, уровень развития корпоративной медицины уже был достаточно высок. И в-третьих, компания всегда была сильна в области консолидации усилий. Поэтому очень быстро было закуплено и завезено в филиалы свыше 400 тепловизоров, ИВЛ, 16 и реанимобилей, 9 млн масок и прочие необходимые материалы.
При этом, по словам Андрея Грачева, компания не страдает «территориальным эгоизмом» и оказывала помощь не только там, где работает, то есть в Красноярском крае и Мурманской области, но и очень многим субъектам РФ, которые к ней обращались, включая Москву, Челябинскую, Тверскую области и другие регионы.
«Какие выводы можно сделать? В первую очередь, это подход. У нас простой бизнес-подход к этой напасти. Есть проблема, которая влияет на производство, но она не должна на нее влиять, ее надо решить, – сказал вице-президент. – Ковид – это не корпоративная болезнь, а общая беда, поэтому консолидированный подход – это главное. Главное, чтобы государство, бизнес и общество объединились в борьбе против ковида».
Теперь корпоративный сектор станет более социально ответственным, «более гибким и более цифровым».
Сейчас, отметил Андрей Грачев, ситуация с коронавирусом стабилизирована. Но «Норникель» по-прежнему уделяет особое внимание медицинским проектам. Один из них, начатый еще 2 года назад, подразумевает модернизацию всех цеховых медицинских служб и реновацию медпунктов на производстве, что обеспечит профилактику многих заболеваний. В центрах будут работать обученные по современным стандартам специалисты. Вторая часть проекта – создание своих медицинских центров в Норильске и на Кольском полуострове. Пока речь идет о 7 таких учреждениях.
Общий объем инвестиций в медицинские программы составит около 10 млрд рублей.
Кроме поддержки здравоохранения, «Норникель» стал одной из немногих компаний, оказавших помощь малому и среднему бизнесу: на севере края предприниматели получили арендные каникулы. Цена вопроса – около 100 млн рублей.
«Арктический период»
Вопросы отношения к населению территорий, где работают промышленники, обсуждались на отдельной сессии ПМЭФ, посвященной Северу: «Новый раунд развития Арктики: вызовы и возможности»
Андрей Грачев, выступая на этой сессии, рассказал, что
жители Арктики производят 10% валового внутреннего продукта России, и более половины его приходится на «Норникель».
«За Полярным кругом у нас живет более 60 тысяч работников. Мы несем социальную ответственность, мы понимаем, что это такое. Соответственно, мы также понимаем, что без государственно-частного партнерства в Арктике выжить сложно», – отметил Грачев и привел поразительные, на его взгляд, примеры.
Это строительство совместно с государством новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска, переселение северян, прокладка волоконно-оптовой линии связи, которая позволила подключить город к «большому интернету». Ну а в ближайшей перспективе примером значимого партнерства станет реновация Норильска. Соглашение об этом, напомним, заключили федерация, муниципалитет Норильска, правительство края и «Норникель».
«Общая программа реновации предусматривает расходы в 120 млрд рублей, из которых 70% будет платить компания. Это беспрецедентная сумма… Более того, дополнительно «Норникель» планирует заключить договор с городом на 150 млрд. Это в корне изменит облик Норильска. Уже по первому соглашению у нас предусматривается строительство 97 новых домов – это где-то 380 тыс. квадратных метров», – рассказал Андрей Грачев.
Перемены на Севере ждут и в сфере отдыха и туризма – проект «Затундра», который предполагается реализовать на плато Путорана, позволит принимать до 50 тысяч туристов ежегодно. Инвестиции в него составят более 20 млрд рублей, а еще один туристический проект, Валла Тунтури в Мурманской области, потребует 10-миллиардных вложений. Будет меняться благодаря новой Экологической стратегии и природная среда: Серная программа, в которую «Норникель» вкладывает 250 млрд рублей, очистит воздух Норильска: выбросы снизятся на 90% за 10 лет.
В целом, по мнению Андрея Грачева, Россия «вступила в арктический период».
И это в том числе означает, что в Арктической зоне людям будут стараться предоставить условия жизни не хуже, чем «на материке». «Норникель» этим и занимается.
«В этом плане у бизнеса цели совпадают с государством», – сказал вице-президент.