Цены на бензин готовятся к взлету
На топливном рынке Красноярского края ждут изменений к худшему. Тревожная ситуация складывается для независимых автозаправщиков: они не могут получить у поставщиков уже оплаченный бензин. Следствием дефицита топлива может стать очередной виток его подорожания – и пандемия лишь сыграла на руку госкомпаниям, которые с новой силой продолжают вести свою политику по выдавливанию из розницы независимых АЗС.
Независимые заправщики края уже, можно сказать, привыкли к недобросовестной конкуренции со стороны вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Но сейчас, когда бизнес переживает особенно тяжелые времена, ВИНКи словно сорвались с цепи – а проблема начала приобретать явный социальный характер. Сейчас, когда на улице стоят 40-градусные морозы, цинизм монополистов поражает.
Ситуация такова: на нефтеперерабатывающих заводах сегодня создаются искусственные очереди. И причина тому не столько количество ожидающих заправки бензовозов, сколько избирательная система допуска их на линию розлива. На заправку пропускают лишь «свои» машины, те, что принадлежат крупным федеральным компаниям.
По словам водителей, на НПЗ можно легко простоять по 10-12 часов, а то и вовсе «залиться» на вторые сутки – и все из-за «безочередников».
Особенным сюрпризом в такой ситуации стал «своевременный» ремонт на Козульской нефтебазе «Газпрома», который добавляет автомобилистам проблем с получением топлива. Водители уже жалуются на отсутствие бензина АИ-92 и -95 на заправках «Газпрома».
По мнению руководителя топливной компании «Олмал» Михаила Кичайкина, дефицит топлива может быть напрямую связан с предновогодним ажиотажем.
«Потребление топлива в декабре этого года выше, чем в декабре прошлого года, несмотря на пандемию. Отчасти это, я полагаю, связано с отложенным спросом, который значительно снижался в первом полугодии и рос во втором. Одним из важных факторов стало закрытие границ: никто не уезжает на отдых», – говорит эксперт рынка.
Очевидно, что «бензина в огонь» подливает и мороз: расход топлива всеми видами автотранспорта в последние недели существенно вырос. Все вместе создает очень тревожную картину, и ситуация с наличием бензина и его ценами для населения в любой момент может выйти из-под контроля.
Отметим, что бензиновая отрасль, как и вся экономика, в уходящем году из-за коронавируса испытала и продолжает испытывать ряд проблем. Это и угроза персоналу, и масса ограничений, и рост курса валют, цен и, как следствие, накладных расходов.
Весной продажи падали из-за тотального снижения спроса: режим самоизоляции не располагал к перемещениям и бизнес-активности.
Летом ситуация немного выровнялась – а цены на топливо тут же поползли вверх. В целом в течение года они не стояли на месте, хотя росли умеренно.
Так, если в начале января средняя цена самой ходовой марки, АИ-92, составляла 41,23 рубля, а АИ-98 – 49,89 рубля, то в декабре нынешнего года это 41,78 и 51,51 рубля соответственно (рост составил около 1,3%). Но в условиях, когда их определяет не рынок, а конкретные «заказчики», изменение стоимости топлива может быть вообще каким угодно.
Не секрет, что российские госкомпании играют против частников, используя все имеющиеся у них козыри. Нерыночное ценообразование – один из способов надавить на бизнес. Крупные игроки реализуют бензин через подконтрольные им розничные сети либо с минимальной наценкой, либо вообще занижая для них оптовую стоимость нефтепродуктов. По сути, в крае почти и не осталось независимых АЗС – все еще помнят историю красноярских компаний «Фортуна» и «Магнат-РД», которые ушли с рынка, не выдержав конкуренции с ВИНКами.
Бензиновые монополисты не просто усложняют работу независимых автозаправщиков – они реально поддерживают искусственный дефицит топлива у неподконтрольных им рыночных игроков.
А ведь поставки важны не только для бизнесменов – на них завязана масса конечных потребителей. Получается, что в «коронавирусные» времена деятельность федералов может угрожать не только семейным бюджетам, но даже и безопасности региона, его ключевых предприятий, обеспечивающих бесперебойную работу жилищного комплекса, систем здравоохранения, других важных учреждений.
«Крупные независимые сети, работающие в Красноярске и крае, например, «КНП» и «25 часов», имеют помимо собственной розницы контракты с организациями Красноярска. В том числе это медицинские учреждения, автотранспортные предприятия, подразделения администрация края. Серьезную озабоченность у нас вызывает именно это, провоцируя некую социальную напряженность», – говорит президент «Союза владельцев АЗС» в Красноярском крае Евгений Решетников.
В итоге под удар по независимому бизнесу может попасть и население, оставшись не только без бензина, но и в том числе без части медицинских и жилищно-коммунальных услуг.
К чему приведет уход с рынка независимых заправщиков в целом, догадаться несложно. Прибрав его к рукам и окончательно установив монополию, госкомпании смогут управлять ценами на бензин так, как они того хотят. Остается надеяться, что маленькие АЗС выстоят в этой неравной борьбе, в очередной раз прикрыв потребителей от бесчинства ВИНКов.