Козинский виадук стал двухпутным
Красноярская железная дорога подвела итоги 2020-го
Уходящий год войдет в историю как время масштабных и уникальных вызовов. Особенно важной в эти месяцы была стабильная работа промышленных предприятий, энергетики, транспорта. Несмотря на локдауны и ограничения, жизнь продолжалась: все так же отправлялись по краю поезда, возила пассажиров городская электричка, грузы следовали к месту назначения. Красноярская железная дорога вопреки пандемии завершила год с хорошими результатами. Рассказываем, каким был 2020-й для КрасЖД.
Грузы
«Для всех нас 2020 год войдет в историю как время масштабных и уникальных вызовов. COVID‑19 стал для всех отраслей и компаний тем стресс-фактором, который позволил оценить правильность выбранного пути и проверить себя на прочность. В начале года прогнозы были самые мрачные. Мы видели, какие кардинальные меры предпринимались за рубежом, как перекрывались границы, нарушались транспортные связи», – вспоминает начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров.
В «РЖД» разработали несколько сценариев развития событий, худший из них – падение погрузки на 15–20%. В этом случае инвестиционная программа могла сократиться вдвое.
«Мы могли быть отброшены на 10 лет назад, были бы вынуждены отказаться от закупок новых локомотивов, пассажирских вагонов, сокращать персонал», – рассказывает начальник КрасЖД. – Сейчас можно с уверенностью сказать, что весь спектр мер, от инноваций до экологии, медицины и кадровой политики, которые Российские железные дороги принимали на протяжении последних лет, позволил нам серьезно смягчить последствия удара».
В 2020-м году КрасЖД нарастила объемы перевозок по отдельным видам грузов. Так, с января по ноябрь погрузка зерновых увеличилась на 28%, железной руды – на 40%, цветной руды – на 7%. Контейнерные отправки показали рост на 10%. Всего за 11 месяцев года Красноярская железная дорога перевезла 71 млн тонн региональной продукции и сырья – это грузы из Хакасии (24 млн тонн), и почти 48 млн тонн грузов из Красноярского края, включая 11 млн тонн на экспорт.
Кстати, об экспорте: событие года – открытие подразделения таможенного поста на станции Карабула, где сосредоточена значительная часть лесных предприятий края. Именно отсюда экспортируется основной объем региональной лесопродукции. Раньше ближайшая к «северам» таможня располагалась в 300 км, в Канске. Теперь она находится в месте погрузки, в итоге сроки оформления товара сократились с 7 до 3 суток.
Инвестиции
Объем инвестиций КрасЖД в уходящем году был сохранен по максимуму. Это 40,4 млрд рублей – по объему вложений наша дорога стала шестой среди всех железных дорог в России.
Как и в предыдущие годы, главным было развитие пропускных и провозных способностей линии Междуреченск – Тайшет, которая входит в технологическое пространство восточного полигона БАМа и Транссиба. Общий объем финансирования только этого проекта в текущем году составил 8,7 млрд рублей. Всего на участке планируется построить 22 новых объектов и уложить 146 км вторых главных путей. В 2020 году они строились на 11 перегонах. Но самым ярким событием стало завершение модернизации и строительства второго пути на знаменитом Козинском виадуке. Двухпутное движение поездов здесь торжественно открыли совсем недавно, 16 декабря.
Линия Междуреченск – Абакан – Тайшет, где расположен 65-метровый железнодорожный мост, еще при строительстве получила название «Трасса мужества». Она прокладывалась через хребты Кузнецкого Алатау, Восточного и Западного Саяна. Козинский виадук соединяет «берега» горного ущелья Саян на перегоне Джебь – Щетинкино. Сам перегон имеет длину в 14 км и насчитывает 16 крутых поворотов, за что получил название «Джебская петля». Высотные перепады между станциями Джебь и Щетинкино составляют 220 м!
Виадук, введенный в эксплуатацию в 1964 году, проектировали двухпутным. Но из‑за сжатых сроков строительства по нему тогда проложили лишь одну колею. На тот момент Козинский виадук был самым высоким железнодорожным мостом в СССР. Кстати, строили его специалисты «Мостоотряда 3», которые за год до этого завершили возведение знаменитого Коммунального моста в Красноярске.
Объемы перевозок из Красноярского края, Кузбасса, Хакасии в направлении портов Дальнего Востока растут год от года. Со временем однопутный перегон Джебь – Щетинкино, включая Козинский виадук, оказался «бутылочным горлышком» трассы. Для его «расшивки» на первых этапах провели реконструкцию 2-го Джебского туннеля, «спрямили» пути на станции Джебь, построили вторые главные пути.
Реконструкция самого виадука для увеличения пропускной способности участка велась с 2014 года. Теперь препятствие для транзита грузов из Западной в Восточную Сибирь устранено. В результате прокладки вторых путей по Козинскому виадуку могут идти до 65 пар поездов в сутки (против 25 пар до модернизации). Грузоподъемность обновленного моста увеличилась на порядок, что позволяет теперь проводить по нему одновременно два грузовых состава весом до 7100 тонн (раньше – один поезд массой 6030 т).
Сотрудники
На Красноярской железной дороге работает около 30 000 человек. Несмотря на сложности 2020 года, все без исключения социальные обязательства перед коллективом были выполнены. «Жизнь и здоровье людей – наивысшая ценность компании «РЖД», – отмечает Вадим Владимиров. – Поэтому оперативно и очень широко были внедрены современные технологии для мониторинга состояния здоровья сотрудников. Это позволило избежать распространения вируса, обеспечить бесперебойность и безопасность перевозочного процесса, несмотря на высокие показатели заболеваемости в крае».
Пассажиры
Городская электричка стала привычным транспортом для многих красноярцев. Наполняемость поездов в часы пик достигает 90%! Проект «Городская электричка» продолжал развиваться и в сложном 2020м году: велось строительство новой платформы «Шумково», проводилась модернизация городской станции «Мясокомбинат» в Октябрьском районе.
Клиенты
Оперативный штаб для работы с отправителями грузов в РЖД создали в марте, как только появились первые ограничения по коронавирусу. Предпринимателям, которые столкнулись с множеством трудностей, железнодорожники предлагали отсрочки платежей, бесплатное хранение грузов в терминалах и складах, были упрощены договорная работа и проведение аттестаций на знание техусловий размещения и крепления грузов.
Только за первые полгода в компании приняли около 70 решений, направленных на поддержку грузоотправителей.
«Цифра»
На Красноярской магистрали в этот период создали около 4 тысяч удаленных компьютеризированных рабочих мест.
«Пандемия подстегнула наш переход на цифровые рельсы, хотя работа велась системно и планомерно задолго до этого. Мы использовали все преимущества малолюдных технологий и электронного документооборота. Все, что можно было делать без прямого контакта, перевели в «цифру», в полном объеме сохранив функциональность системы управления», – подчеркивает Вадим Владимиров.
Отклик гроузоотправителей не заставил себя ждать: популярность системы ЭТРАН и личного кабинета клиента ОАО «РЖД» резко выросла. К ноябрю на КрасЖД в электронном виде подавались 99% заявок. Онлайн оформлялось 82% накладных для груженых рейсов и 99% – на порожние рейсы. 80% бухгалтерских и 92% учетных документов также передавались по цифровым каналам связи.
«Эти наработки останутся с нами и в посткоронавирусную эпоху. Компания продолжит развивать цифровое взаимодействие на всех уровнях управления, – отметил начальник КрасЖД. – Мы открыты для инноваций и передовых технологий во всех областях деятельности».
Победа
Результаты работы красноярских железнодорожников были высоко оценены компанией РЖД: по итогам III квартала 2020 года Красноярская железная дорога заняла первое место в сетевом соревновании.
«Немногие корпоративные соревнования имеют столь важное для государства значение. Узнать, что наша Красноярская магистраль признана одной из лучших в стране, причем не в самый простой коронавирусный период, особенно ценно. Способность железнодорожников ритмично, технологично, бесперебойно, эффективно, «по нарастающей» работать в любых условиях вселяет в нас уверенность, что все задуманные совместные планы будут реализованы», – отмечает премьер правительства Красноярского края Юрий Лапшин.
Важно отметить, что Красноярская железная дорога завершает год, будучи готовой к новым объемам работы и обеспечению растущего спроса на перевозки. Это обусловлено ожидаемым развитием топливно-энергетического комплекса, металлургии, лесной промышленности в ходе реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». В общей сложности, проект включает 53 программы на общую сумму более 4 трлн руб.
«Практически все крупные проекты в крае так или иначе завязаны на железнодорожный транспорт, – подчеркнул Юрий Лапшин. – Без преувеличения, железная дорога – это стальная основа «Енисейской Сибири».
В течение ближайших 7 лет в регионе планируется построить новые ЦБК и ЛДК, Голевский и Кингашский горно-обогатительные комбинаты, значительно нарастит мощности и действующий Богучанский алюминиевый завод.
«Убежден, наше эффективное взаимодействие с партнерами, органами власти, общественностью будет в полной мере способствовать реализации таких проектов, направленных на развитие промышленности и экономики края», – отмечает Вадим Владимиров.