Депутат Егор Бондаренко: «Помогать стараюсь всем»
Работа депутата краевого парламента требует неукоснительного соблюдения массы формальностей, однако для решения отдельных задач подчас необходимо применить неформальный подход.
Именно так считает депутат Законодательного Собрания Красноярского края от ЗАТО Железногорск и Сухобузимского района – Егор Бондаренко. Мы побеседовали с ним об умении отстаивать интересы избирателей, сдерживании роста коммунальных тарифов, защите памятников природы и опасности упразднения сельсоветов в районах края.
Егор Сергеевич, первый вопрос будет сложным: что самое важное в работе депутата?
Ничего сложного: важнейшая функция депутата – выстраивание диалога между гражданами и структурами власти, а также отладка коммуникаций внутри властных структур. Очень многие проблемы возникают как раз от отсутствия этих самых коммуникаций.
С какими проблемами ваши избиратели обращаются наиболее часто?
Список «проблемных вопросов», увы, не нов. А возглавляют его зачастую цена и качество коммунальных услуг. Например, в Железногорске тариф на отопление и горячее водоснабжение выше красноярского, ведь пиковая котельная в ЗАТО работает на дорогом мазуте. А в Сухобузимском районе во многих населенных пунктах есть проблемы с качеством питьевой воды и ее высокой стоимостью.
Нужно отметить, что корни проблемы с водой тянутся из 1991 года, до которого многие скважины и инженерные сети принадлежали сельскохозяйственным организациям. После их исчезновения и приватизации в середине 90-х часть объектов не были переданы в муниципальную собственность в установленном порядке. Другая часть вроде и обрела собственника или частного «горе-концессионера», но те не спешат вкладывать деньги в их ремонт и модернизацию, а только выкачивают деньги с жителей через тариф.
Что способен в этой ситуации сделать депутат?
Работать с краевыми законами и программами. Убежден, что наиболее значимые объекты жизнеобеспечения края должны находиться в собственности (или на правах концессии) краевых государственных предприятий. Ведь существуют же «Центр развития коммунального комплекса Красноярского края» или «Красноярская энергетическая компания». Именно через них краевая власть могла бы обеспечить жителям бесперебойное предоставление коммунальных услуг.
Кроме этого, я ежегодно настаиваю на увеличении лимитов финансирования мероприятий краевой государственной программы «Чистая вода». Мы обязательно добьемся, чтобы жители районов края, наконец, получили возможность пить только качественную воду.
А вопросы роста тарифов решить удается?
Да. Над проблемами их регулярного завышения мы вместе с коллегами по профильному Комитету бьемся с первого дня моей работы в Заксобрании. Есть победы: в декабре 2019 года в закон края «О льготных тарифах» были внесены изменения. Теперь в г. Железногорске бюджет края компенсирует повышение стоимости отопления и горячего водоснабжения в размере, превышающем 2500 рублей за 1 Гкал.
Еще какие острые вопросы поднимают жители края?
Как и несколько лет назад, это капитальный ремонт и «проблемные» объекты долевого строительства жилья. В первом случае масса нареканий к срокам и качеству проводимого капремонта многоквартирных домов. Причем с такими проблемами ко мне обращаются не только жители моего округа, но и других районов и городов края.
К сожалению, «грабительская» система капремонта существует уже шесть лет, вынуждая людей исправно пополнять «общий котел», да вот только из года в год краевой Фонд капитального ремонта никак не может организовать выполнение этого самого ремонта в срок и с надлежащим качеством.
По жалобам жителей и в рамках работы Комитета по ЖКХ я выезжаю на объекты, направляю запросы в прокуратуру, одним словом – делаю все, чтобы заставить нерадивых подрядчиков и сам Фонд выполнять обязательства перед жителями.
Кроме того, я стал одним из инициаторов изменения краевого закона «О проведении капитального ремонта МКД». Теперь после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию его жители на 2,5 года освобождены от уплаты взносов на капремонт. Так мы восстановили справедливость – ведь при выявлении недостатков в течение гарантийного срока на построенный МКД, все работы по ремонту должен выполнить застройщик за свои деньги.
Не меньше сил тратится на защиту обманутых дольщиков и увеличение им объемов краевой поддержки. В частности, именно по предложению нашего Комитета были внесены изменения в краевой закон «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий застройщиков на территории Красноярского края». Теперь граждане, чьи дома «не строятся», могут получать ежемесячную компенсацию на аренду жилья в размере 10-15 тыс. рублей.
Также мы инициировали изменения краевого закона «О бесплатной юридической помощи», и теперь «обманутые дольщики» могут получать бесплатные услуги, связанные с подготовкой документов для судебных разбирательств с недобросовестными застройщиками жилья.
При этом ваша депутатская работа не ограничивается Комитетом Заксобрания по строительству и ЖКХ?
Разумеется, не ограничивается. Также я вхожу в Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению. В его ведении находятся вопросы оказания государственных и муниципальных услуг через краевую сеть МФЦ, административно-территориальное устройство края и совершенствование законодательства о выборах и референдумах.
Сегодня все больше государственных ведомств закрывают свои территориальные подразделения по работе с гражданами и передают функции приема-выдачи документов в МФЦ. Поэтому важно, чтобы процесс шел синхронно, а жители края от этих изменений получали только удобство.
Увы, на практике это не всегда так. И здесь на помощь приходит умение решать формальные вопросы в неформальном подходе: например, в составе рабочей группы от Комитета мы периодически выезжаем в разные офисы МФЦ по всему краю, где в режиме «тайного заявителя» пробуем получить те или иные государственные услуги.
Такая обратная связь позволяет понять, с какими проблемами сталкиваются жители при обращении в МФЦ. Позволяет понять, как их можно решить. Именно так мы выяснили, что во многих МФЦ нет платежных терминалов для оплаты государственной пошлины. Выходит, что человеку необходимо приходить в МФЦ несколько раз только для подачи пакета документов.
Я предложил профильному министерству края проработать вопрос, чтобы заявители могли оплатить госпошлину банковой картой через терминал прямо у специалиста по приемке документов. Сейчас это предложение находится в стадии проработки.
Кроме того, сейчас мы планируем провести подобные проверки в режиме «тайного заявителя» в тех ведомствах, которые не передали функции приёма-выдачи документов в МФЦ, и понять с каким сложностями сталкиваются граждане при получении государственных услуг. Например, сейчас есть сигналы от жителей края, испытывающих сложности при продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего ружья.
Правда ли, что в каждом отдельном населенном пункте свой личный ТОП проблемных вопросов?
Хоть схожих проблем по краю и хватает, специфика для каждого города или села, конечно же, своя. И каждая проблема требует индивидуального подхода, а подчас и непосредственного участия депутата.
Например, в поселке Подгорный до 2019 года отсутствовал аптечный пункт, где можно было бы получить бесплатные лекарства по льготным рецептам. Для получения таких лекарств людям приходилось ездить в аптеку в Железногорск, а это20 км. на перекладных. После моего вмешательства в ситуацию вместе с коллегой-депутатом по округу государственная сеть «Губернские аптеки» открыла в здании местной поликлиники аптечный пункт, и вопрос был решен.
В селе Высотино Сухобузимского района длительное время не решался вопрос с расселением жильцов аварийного дома по ул. 40 лет Победы. В доме было опасно жить, кирпичи из стен вываливались. Мы больше года вместе председателем Комитета Законодательного Собрания края по ЖКХ и прокуратурой добивались расселения. В прошлом году нам удалось убедить краевую комиссию, выделить из резервного фонда Правительства края 65 миллионов рублей на эти цели и дом был расселён.
Возобновлена работа отделений почтовой связи, закрытых в селах Нахвальское Сухобузимского и Новая Солянка Рыбинского районов, это также стало возможным после моего вмешательства и подключения краевой прокуратуры.
В той же Новой Солянке (после нашего вмешательства совместно с председателем Комитета Законодательного Собрания края по образованию и культуре) удалось отстоять местную детскую школу искусств, которую глава района решил «оптимизировать» и лишить самостоятельности, объединив с подобным учреждением в городе Заозерный.
Вместе с главным врачом Сухобузимской районной больницы мы добились от Министерства здравоохранения края покупки передвижного фельдшерско-акушерского пункта на базе автобуса ПАЗ для медицинского обслуживания жителей населённых пунктов района, где нет постоянного фельдшера.
Немаловажным достижением считаю решение вопроса с «юридическим статусом» земель Торгашинского хребта. В прошлом году этот важный проект был, наконец, завершен: часть территории хребта, а это более трех тысяч гектар земель вокруг потухшего вулкана «Черная сопка», получила юридический статус «Памятник природы краевого значения».
Проект был инициирован мной после ряда обращений жителей Березовского района и администрации Зыковского сельсовета. Теперь статус получен, и больше на «Черной сопке» разные «дельцы» не смогут вырубать реликтовый лес и организовать карьер по добыче вулканической породы. Уникальный природный объект сохранится для нас и наших детей, как общедоступное место для туризма, как источник чистого воздуха для всего Красноярска.
Как вы относитесь к инициативе краевых властей ликвидировать краевые сельсоветы?
Отрицательно. Я лично и вся фракция ЛДПР в Заксобрании при голосовании по вопросам упразднения сельсоветов всегда голосуем «против».
Действительно, с мая 2019 года федеральным законом введена новая форма организации местного самоуправления – муниципальный округ. В нашем крае сразу три района (Пировский, Шарыповский и Тюхтетский) захотели упразднить у себя местное самоуправление второго уровня – сельсоветы, – и даже обратились в краевой парламент с этой законодательной инициативой.
Нас не удивляет стремление отдельных глав районов стать «удельными князьями», которых даже жители сейчас не выбирают на прямых выборах. Но в пользе подобных преобразований для жителей сельсоветов есть обоснованные сомнения.
Я считаю, что главная проблема местного самоуправления – не наличие двухуровневой системы район-сельсовет, а отсутствие достаточной финансовой основы МСУ. Все наиболее «собираемые» налоги поступают напрямую в федеральный бюджет, доходная часть бюджетов сельсоветов «выхолощена», а новые полномочия им все прибавляются. Чтобы дать территориям развитие и (хоть отчасти) финансовую самостоятельность, требуется изменение этого дисбаланса.
Много обращений поступает на имя депутата Бондаренко?
В среднем порядка 250 в год. При этом я вообще не разделяю присланные обращения на запросы «своих» избирателей с территории моего округа, и из других районов или городов нашего края. Без реакции и мер депутатского реагирования не остается ни одно поступившее обращение!
Их основную суть я уже постарался раскрыть, но кроме перечисленных проблем всегда существуют и вопросы «житейского порядка». Люди часто идут к депутату с просьбами помочь получить разрешение на заготовку дров на зиму, добиться перерасчета за услуги ЖКХ, получить положенные по закону льготы, оформить документы на недвижимость, вступить в наследство, проверить правильность удержания службой судебных приставов с пенсии и так далее. Помогать, как сказано выше, стараюсь всем.
Обратиться к депутату Законодательного Собрания Красноярского края Егору Бондаренко можно по телефонам: +7 (391) 249-39-92 и +7 (391-9) 73-92-88; по почтовому адресу: 660009, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 123а; по электронной почте; через форму на сайте Законодательного Собрания Красноярского края.