Доклад комиссии депутатского расследования рассмотрят на сессии
На комитете по природным ресурсам и экологии депутаты Заксобрания Красноярского края обсудили вопрос о докладе депутатской комиссии о причинах и последствиях разлива нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», которое произошло на Таймыре 29 мая 2020 года.
Напомним, 9 июля Законодательным Собранием Красноярского края была создана комиссия, которая в течение трех месяцев занималась расследованием инцидента на Таймыре. 9 октября комиссия завершила свою работу, итогом которой стал доклад. В течение месяца доклад был разослан депутатскому корпусу для ознакомления. Как сообщил председатель комитета Александр Симановский, кроме того краевой парламент запросил отношение к докладу федеральных и региональных надзорных органов, других заинтересованных структур.
«Самое главное, что третьего ноября у нас появился фундаментальный документ — Постановление Совета Федерации по развитию экологии в связи, в том числе, и с чрезвычайной ситуацией в Норильске. Там абсолютно правильно поставлен вопрос о том, что должны быть произведены мероприятия на федеральном уровне совместно с Правительством Российской Федерации, правительством Красноярского края, с изменением федерального и краевого законодательства. О том, что заниматься нужно не только Норильском, но и всей зоной Арктики и территорией Красноярского края», — сказал Александр Алексеевич.
С учетом высказанных мнений и замечаний комитет рекомендовал рассмотреть доклад на сессии Законодательного Собрания и ознакомить весь депутатский корпус с Постановлением Совета Федерации по данному вопросу.
Свое мнение о докладе высказали депутаты Законодательного Собрания.
Виталий Дроздов, член комитета по природным ресурсам и экологии, председатель комиссии депутатского расследования (с 9 июля по 8 октября 2020 года):
«По регламенту доклад был утвержден, внесен большинством членов комиссии. На сессии у членов комиссии по регламенту предусмотрена возможность высказать особое мнение, если такое есть. Безусловно, со времени внесения этого доклада появилось много новой информации, и очень важно, что появилось Постановление Совета Федерации, в котором во многом говорится о том же самом. Я рассматриваю доклад не как финальную точку, несмотря на то, что комиссия закончила работу, а как повод для того, чтобы нам работать дальше. Направлений для работы очень много. Очень внимательно нам нужно отнестись к Постановлению Совета Федерации для того, чтобы вместе, сообща работать на благо Норильска и всего Красноярского края».
Павел Семизоров, член комитета по природным ресурсам и экологии, член комиссии депутатского расследования (с 9 июля по 8 октября 2020 года), депутат по Норильской региональной группе:
«Актуальность доклада угасла. Одна из причин — при его составлении были допущены неточности. Особенно мы видим это сейчас, когда получили замечания от надзорных органов, от муниципалитета. Сегодня нам нужно начать работать с Постановлением Совета Федерации. Сроки у нас по его исполнению не такие большие: полгода, в которые мы должны промежуточные итоги представить в Совет Федерации, в том числе доложить о законотворческой деятельности».
Валерий Вэнго, заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов, член комиссии депутатского расследования (с 9 июля по 8 октября 2020 года):
«На сегодня мне не ясен предмет доклада комиссии депутатского расследования. К сожалению, мы далеко ушли от темы самой аварии и стали разбирать все экологические проблемы Красноярского края. Не было конкретизировано такое понятие, как «вред экосистеме, накопленный с советских времен». А ведь, скорее всего, именно тогда исчезла рыба из озера Пясино и двух рек. Как можно разделить тот вред и нынешний? В докладе делается вывод, что рыба исчезла после майской аварии.
Если в документе можно наблюдать попытку анализа комплекса всех экологических проблем, то почему не акцентируется внимание на Красноярске?
В прошлом году депутаты Законодательного Собрания ознакомились с комплексной экологической программой компании «Норникель». Где программа газификации Красноярска?
В Норильском промышленном районе прожил 45 лет. Помню, когда комбинат давал в региональный бюджет 75% доходов, сейчас 36%. Вопрос: почему деньги не возвращаются в Норильск на решение проблем, которые перечислены в докладе комиссии? Думаю, этот вопрос не к северянам.
Сейчас по итогам многочисленных дискуссии появляется комплексный план социально-экономического развития северного города. А где аналогичная программа по Таймыру? Ведь на 90% от аварии пострадала именно территория муниципального района и коренные народы Севера. В рамках проекта краевого бюджета государственная программа поддержки коренных народов Севера оказалась урезанной. Пока только компания «Норникель» согласовала свою программу на 2 млрд рублей на поддержку КМС.
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Семен Пальчин неоднократно приводил случаи нарушения экологических норм со стороны нефтегазовых компаний.
В целом Норильск и Таймыр удовлетворены вниманием со стороны федерального центра и региональных властей к той аварии, которая случилась в мае, а все ее последствия будут устранены. Северяне ждут, что произойдут кардинальные изменения федерального и краевого законодательства в сфере экологии».