Банковские мошенники атакуют: можно ли защититься?
В Красноярске и крае с каждым годом все больше банковских клиентов становятся жертвами так называемых телефонных аферистов или кибермошенников, обманом получающих доступ к деньгам, которые хранятся на счетах. Злоумышленники часто используют давно обкатанные схемы, представляясь сотрудниками банков и пользуясь доверчивостью своих жертв.
Впрочем, есть несколько способов, как распознать в своем собеседнике афериста и тем самым спасти свои сбережения.
Обманутых все больше
По данным полиции, за последние три года в регионе количество преступлений, связанных с хищением средств со счетов в банках, увеличилось в три раза. В 2017 году мошенники обманули 2500 человек, в 2018 – уже 4700. В минувшем году жертвами телефонных мошенников стали почти 8 тыс. жителей края, а сумма причиненного ущерба составила около 350 млн рублей.
То есть злоумышленники, обманывая людей по телефону, зарабатывают по 1 млн в день.
Только за январь 2020 года было зарегистрировано 707 «дистанционных» хищений с ущербом более 8 миллионов рублей.
«Самым распространенным способом мошенничества является звонок под видом сотрудника службы безопасности банка и выяснение реквизитов и паролей из СМС», – рассказала заместитель начальника ГУ МВД по Красноярскому краю Тамара Белкина.
Помимо этого, в преступной среде существуют и другие способы дистанционного отъема средств у населения: сбор предоплаты за продажу по выгодной цене несуществующего товара, старейший «развод» из разряда «я сбил пешехода, нужны деньги», получение реквизитов карты под предлогом выдачи кредита, взлом соцсетей с просьбами якобы от друзей жертвы одолжить денег.
Бывают случаи, когда мошенники звонят уже ранее обманутым ими жителям под видом правоохранителей, сообщая, что преступление было раскрыто, и теперь потерпевшим полагается компенсация. За которую, разумеется, нужно заплатить «налог».
Примечательно, что жертвами преступников становятся не только пенсионеры, которые в силу возраста могут не разбираться в современных технологиях,
но и молодые люди, активные пользователи соцсетей и средств связи.
Показательный случай произошел в декабре минувшего года в Кирове: мошенники позвонили руководителю подразделения одного из банков, представившись службой безопасности. Казалось бы, профессионал в своей сфере не распознал подвох и лишился 24 тысяч рублей.
Кто виноват?
В Банке России напоминают: при любом подозрительном звонке нужно сразу же положить трубку, а затем самостоятельно позвонить в банк по номеру, который указан на обратной стороне карты.
Как показывает практика,
чаще всего граждане сами называют злоумышленникам ПИН-код, срок действия карты, трехзначные CVV-, CVC-коды.
Это является нарушением условий договора.
«Сотрудники банков никогда не будут запрашивать такие данные. Если вам задают эти вопросы, сохраняйте бдительность. Мошенники всегда пытаются заставить потенциальную жертву нервничать и совершать необдуманные поступки. Именно поэтому чаще всего они звонят в утреннее или ночное время, когда человек не в состоянии адекватно оценить происходящее», – рассказал управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев.
Что делать?
Если вы стали жертвой мошенников, необходимо как можно скорее (не позже следующего дня) сообщить о случившемся в банк. Если клиент не нарушил условий договора и не раскрыл конфиденциальные данные, деньги вернут. Кроме того, нужно обратиться и в полицию.
При этом важно сообщать в правоохранительные органы и в банк даже о неудавшихся попытках обмана.
Полицейские же рекомендуют:
- Никому и никогда не сообщать реквизиты карты.
- Никому не давать карту и немедленно блокировать ее в случае потери.
- Меняя сим-карту, отключать услугу «мобильный банк» и другие банковские сервисы, привязанные к старому номеру.
- Не советоваться с посторонними, совершая операции с банковской картой. Если помощь все же нужна, обратиться к сотрудникам банка.
- Не вводить реквизиты карты на подозрительных сайтах и не переходить по ссылкам в подозрительных письмах.
- Никому не переводить деньги под подозрительным предлогом – получение компенсации, страховки, выкупа и т. д.
Найдут ли преступников?
Поймать телефонных мошенников сложно. Зачастую такие преступления совершаются из других регионов, злоумышленники используют цифровую телефонию, услуги переадресации и всяческим образом препятствуют установлению их местоположения.
Тем не менее полицейским все же удается находить мошенников.
Для этого в России ведется единая база, куда попадает вся значимая для следствия информация.
Так, в 2019 году следователи задержали 25 подозреваемых в 201 преступлении, а в целом расследовали 400 преступлений такого рода на территории края. Например, были пойманы трое жителей Самарской области, которые наладили из Санкт-Петербурга рассылку ложных сообщений о блокировке карт. Перезванивающих по указанным в СМС номерам граждан психологически «обрабатывали» и выуживали у них деньги. От рук мошенников, пока их не поймали, пострадали жители сразу 10 регионов России.
Отметим, что в Красноярском крае действует программа повышения финансовой грамотности населения, которая помогает разобраться во многих денежных сферах, включая вопросы безопасности.