Достались одни прицепы: почему Красноярский край не стал родиной КаМАЗа
Крупнейший завод по выпуску грузовых автомобилей в России КаМАЗ в 1960-е годы планировали расположить в Красноярском крае. Почему решение было принято в пользу Набережных Челнов тогда еще Татарской АССР, а также историю появления производства вспоминают в СМИ и на телевидении.
В недавней публикации газеты «Челнинские известия» директор музея КаМАЗа Александр Чухонцев проясняет вопрос о том, был ли Красноярский край основным конкурентом Татарстана в размещении автозавода. Чухонцев считает, что главным – не был, но Сибирь действительно рассматривалась в качестве одной из площадок. В музее находится документ с обоснованием этого предложения.
«С целью приближения производства большегрузных автомобилей к местам наиболее массового их потребления (Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия) новый комплекс заводов целесообразно разместить в Красноярском крае», – говорится в архивном документе под названием «Сибирский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей».
Согласно обоснованию, намечалось построить три основных завода – автомобильный, для производства двигателей, коробок передач и мостов, – и семь заводов по выпуску комплектующих, а также расширить три предприятия, включая Красноярский прицепный завод (в 1972 году он еще строился).
Предполагалось, что капвложения в строительство составят около 5 млрд рублей, а работать на предприятиях будут 80 тысяч человек.
На самом деле Красноярский край был далеко не единственным предполагаемым местом под КаМАЗ. Вариантов, где построить автозавод, существовало множество: в одной из многочисленных публикаций издания «Вести КАМАЗа», посвященной вопросу, опубликована карта городов, где могли разместить производство.
Там же говорится о еще одном документе из Музея КаМАЗа – неподписанном проекте постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР за 1968 год. Согласно ему завод для выпуска дизельных грузовиков на 8–11 тонн предполагалось построить в рабочем поселке Означенное Красноярского края, расположенном на Енисее.
Сегодня это уже не Красноярский край, а Республика Хакасия (в 1990 году Хакасская автономная область, которая с 1934 года входила в состав Красноярского края, стала отдельной республикой). А село Означенное – это современный Саяногорск с населением более 47 тысяч человек. В 1968 году в Означенном развернулось активное строительство домов, затем, по мере возведения Саяно-Шушенской ГЭС, поселения по соедству начали быстро расти и в 1975 году «сложились» в город Саяногорск.
Кроме того, согласно тому же проекту завод по производству дизельных двигателей на 210–240 л.с., литья и поковок должны были построить в городе Заозерном, в 120 км к востоку от Красноярска. Еще одним сибирским кандидатом для завода дизелей являлся Абакан.
Сравнение поволжского и красноярского вариантов, сделанное в 1969 году, показало, что в случае размещения производств в Сибири потребуется проложить намного больше инженерных сетей, железных и автомобильных дорог.
Возможным местом размещения завода за Уралом называли не только Красноярский край, но и Западную Сибирь – Алтайский край и Новосибирскую область.
Однако при примерно одинаковой расчетной экономической эффективности производств в Западной Сибири и Поволжье (хотя затраты на капиталовложения в Сибири оценивались в сумму, на 5–10% большую, чем в Татарстане) – в европейской части страны был избыток рабочей силы и лучшие возможности для внутриотраслевой кооперации, а также возможность уложиться в более короткие, на 2–3 года меньшие, сроки работ. К тому же в Западной Сибири, указывали специалисты, залегают сейсмические просадочные грунты. Зато в Сибири строительство имело бОльшее народнохозяйственное значение (уже тогда власти думали об отрицательном сальдо миграции, которое новое предприятие могло бы снизить).
В итоге решение все же было принято в пользу Набережных Челнов. Строительство там КаМАЗа началось в декабре 1969 года.
Александр Чухонцев отмечает, что строительство Камского автозавода потребовало реконструкции и расширения для 40 с лишним заводов и создания в СССР 30 новых предприятий. Так что КАМАЗ как большой национальный проект «привел в движение огромное количество людей по всей стране».
Ну а Сибири и Красноярску – точнее, пригороду – достался, как тоже планировалось, завод автомобильных и тракторных прицепов и полуприцепов. Решение о его строительстве для нужд КаМАЗа приняли в СССР в 1970 году.
Предполагалось, что предприятие станет основным поставщиком прицепного состава для большегрузов КаМАЗ.
В 1971–72 годах одновременно начали строить завод и новый город при нем – Сосновоборск (хотя поначалу он был частью Ленинского района краевой столицы, а городом официально стал в 1985 году).
Рожденный как классический моногород, через два с лишним десятка лет, с закрытием градообразующего предприятия, Сосновоборск стал, по сути, удаленным спальным районом Красноярска.
В 1976 году предприятию нового города утвердили название Красноярский завод автомобильных прицепов. В конце 1979-х его продукция даже поставлялась на экспорт, в Польшу. Начав с изготовления 14-тонных полуприцепов в 1974 году, в Сосновоборске освоили производство прицепов сельскохозяйственных и для легковых автомобилей, а затем рефрижераторов. В 1988-м здесь выпустили уже 200-тысячный полуприцеп и тысячный рефрижератор.
В 1990-е завод приватизировали. К 2000-м на его территории работали различные производства – литья, инструмента, штамповки, запчастей. Однако предприятие испытывало экономические трудности – из-за низкого спроса на продукцию. В 2006 году там ввели конкурсное производство и отдали часть площадей под строительство фанерного комбината.
Полностью закрыли и ликвидировали завод в 2009 году.
Позже на красноярских сайтах объявлений появилось сообщение о его продаже. Так, продавались площади в 27 тыс. кв. м на ул. Заводской – действующий 4-этажный литейный цех, административно-бытовой корпус, ж.-д. пути, подстанции. Собственник предлагал цену в 115 млн рублей. Два года назад объявление было удалено.
* * *
Нет смысла строить предположения, каким преимуществом было бы для Красноярского края и его промышленности, а затем для Хакасии и Сибири в целом размещение завода КаМАЗ. Дополнительные дороги, коммуникации, торговые связи, рабочие места и многое другое могло быть создано в крае и Енисейской Сибири с его появлением. К примеру, для Набережных Челнов строительство завода стало поворотным моментом истории: из 35 тысяч его население благодаря КаМАЗу за 20 лет достигло полумиллиона.