В Красноярском крае могут снизиться тарифы на электрическую энергию
В правительстве России обсуждается реформа энергетики: введение дифференцированных тарифов на передачу электроэнергии. В результате стоимость ресурса для пользователей магистральных и региональных сетей выровняется: крупный бизнес, который сейчас рассчитывается за энергию по самому низкому тарифу с федеральными сетевыми компаниями, станет платить больше, а мелкие и средние предприниматели – меньшие суммы.
По России уменьшение стоимости электроэнергии составит около 6%,
а в Красноярском крае может стать одним из самых масштабных в стране: до 19,1%.
Сегодня в тарифообразовании действует перекрестное субсидирование. Практика сложилась еще в 1990-е годы, когда рост тарифов на электроэнергию для населения сдерживали за счет того, что плата значительно повышалась для компаний. В конечном итоге подорожание все равно сказывалось на потребителях – цены на товары росли вместе с издержками, которые терпели предприятия.
По мере реформирования энергетики часть крупных компаний, имеющих энергоемкие производства, получили возможность заключать договоры об энергоснабжении напрямую с магистральной сетевой компанией – ПАО «ФСК ЕЭС».
В результате они начали получать энергию по самым низким тарифам.
В то же время мелкий и средний бизнес продолжал работать с региональными сетевиками, которые брали у федеральной компании в аренду несколько километров высоковольтной сети (заключая так называемые договоры «последней мили») и устанавливали плату за ресурс по более высоким региональным тарифам.
Несмотря на то, что в 2014 году правило «последней мили» отменили, разница между тарифами на электроэнергию по магистральным федеральным и региональным сетям различается почти в 10 раз. Чтобы исправить ситуацию, Минэнерго РФ при поддержке холдинга «Россети» предлагает
ввести дифференцированную сетку тарифов – уменьшив разницу между ценой услуги в сетях магистральных и региональных.
Крупным потребителям энергии магистральных сетей предлагается взять на себя 17% от общего объема перекрестного субсидирования. В результате тарифы для мелких потребителей могут снизиться на 6% по России в среднем,
а в Красноярском крае, где развита энергоемкая промышленность, более чем на 19%.
В красноярском бизнес-сообществе предложение о выравнивании тарифов оценивают в основном положительно.
«Главный плюс, который есть в этих нововведениях, – это восстановление справедливости. С того момента, как ряд крупнейших компаний ушли с договоров «последней мили», большинство добросовестных потребителей были вынуждены переплачивать за электроэнергию. Когда начнется выравнивание тарифов между распределительными и магистральными сетями, это позволит если не снизить стоимость электричества для населения и малого и среднего бизнеса, то по крайней мере избежать традиционного ежегодного повышения тарифа. Для крупнейших потребителей цены вырастут, но не критично, учитывая их большие обороты», – считает председатель красноярского Совета потребителей Анатолий Матюшенко.
«Не секрет, что проблема больших платежей в некоторых территориях возникла как раз потому, что часть крупных потребителей ушла из договоров «последней мили»,
и нагрузка, которая распределялась на всех, легла на тех, кто не смог воспользоваться возможностью «ухода».
Поэтому нынешнее предложение об уравнивании тарифов, на мой взгляд, как минимум достойно обсуждения и не лишено смысла, – говорит Роман Казаков, руководитель общественной организации «Народный контроль в ЖКХ».
– Это актуальная и важная тема, ведь все мы прекрасно понимаем, что запредельная стоимость киловатт-часа ложится в чек, который мы оплачиваем в магазине. Включение крупных потребителей в общую сеть и распределение финансового бремени на всех позволило бы снизить итоговую цену электроэнергии. Производители и ретейлеры смогли бы сэкономить на издержках, и сумма чека была бы меньше, чем сегодня. От такого решения выиграли бы все».
Председатель Союза энергопотребителей при Союзе промышленников и предпринимателей Красноярского края Елена Зимарева в первую очередь подчеркивает роль, которую может сыграть нововведение для компаний малого и среднего бизнеса:
«Радует, что инициируется реформа, в результате которой малый и средний бизнес окажется в выигрышном положении.
Эта сфера дает рабочие места и платит налоги и сейчас находится на достаточно низком уровне рентабельности, и если в результате изменений ей станет полегче, от этого выиграет весь Красноярский край».
Однако, по мнению Зимаревой, провести такие изменения будет очень сложно.
«У крупнейших предприятий, котрые сегодня платят по низким тарифам, огромные лоббистские возможности, и нужно еще посмотреть, насколько удастся сохранить первоначальную идею перераспределения тарифа в окончательной редакции», – сомневается она.
Роман Казаков также отмечает этот момент:
«Учитывая масштабы интересантов, не факт, что это предложение будет принято. И у одной, и у другой стороны есть серьезные административные ресурсы, все начнут лоббировать свои интересы, и какое в конечном счете будет принято решение, для меня загадка».
Еще одно предложение по реформированию энергетики, которое может снять проблему перекрестного субсидирования и выровнять рынок, –
введение платы за резервирование мощностей, которые не используются предприятиями.
По данным Минэнерго, из построенного «Россетями» по заявкам потребителей с 2011 по 2018 гг. оборудования мощностью 88 гигаватт используется лишь одна десятая. В то же время для развития бизнеса в регионах постоянно не хватает свободных мощностей.
Сегодня компании платят только за потребленную энергию, а зарезервированное оборудование содержит и обслуживает сетевая компания.
Реформой предлагается вводить плату за содержание резерва: бизнес должен трезво оценить свои возможности и понять, нужны ли ему дополнительные мощности. При этом расчеты предполагается вводить постепенно: 5% за резерв в первый год и до 60% – через четыре года. Идея уже поддержана премьер-министром Дмитрием Медведевым.
«Многие предприятия зарезервировали для себя огромные мощности, которые сегодня фактически не используются. Если новая система подтолкнет их к отказу от неиспользуемых мощностей, это даст возможность подключения новых потребителей и, как следствие, создаст импульс к развитию экономики, – отмечает Анатолий Матюшенко. – Конечно, есть риск, что избыточные мощности через несколько лет все же понадобятся этим компаниям. Но здесь вопрос планомерного коммерческого расчета для предпринимателей – от чего целесообразно отказаться, а что сохранить на условиях доплаты».
Введение платы, по мнению экспертов, может дать хороший эффект там, где наблюдается дефицит электроэнергии – например, в городах-миллионниках.
Кстати, в Красноярске, где много зарезервированных неиспользуемых мощностей, для проведения Универсиады пришлось реконструировать 11 подстанций, нарастив их мощность, и построить новую: объектам Игр требовалось 32 МВт.
Однако в федеральном Минэкономразвития считают, что при введении такой платы нагрузка на бизнес значительно вырастет – и этот рост оценивается в сумму до 79 млрд рублей. По данным «Россетей», предприятиям черной металлургии придется платить в год на 2% больше, цветной – на 4%, а, к примеру, РЖД – до 7% (около 2 млрд рублей). Против нововведений выступает и ФАС.
В любом случае требуется тщательная проработка вопроса.
«Если мы говорим про зарезервированные мощности, важно понимать, что для предприятий жизнеобеспечения, коммунальной инфраструктуры это должно быть вынесено за скобки. Вопрос резервирования мощностей для них не является злоупореблением: резервы могут понадобиться, к примеру, при пиковых нагрузках, – считает Роман Казаков. – Что касается других компаний, это очень дискуссионная тема с плюсами и минусами. Расходы сетевой компании на содержание оборудования, которое не используется бизнесом, тоже ложатся в стоимость киловатт-часа и выливаются в бОльшие деньги, чем если бы оборудование использовалось. Поэтому предложение о введении платы, я считаю, не лишено смысла».
Казаков приводит пример: неработающий химкомбинат «Енисей» в черте Красноярска имеет колоссальные невостребованные мощности, и стоимость их содержания в конечном итоге выливается в тариф.
Бизнес вполне готов обсуждать вопрос о резервируемых мощностях,
отмечает Елена Зимарева, если получит гарантии на их предоставление в случае необходимости:
«Если предприниматели будут уверены, что проблем с мощностями в будущем у них не будет, то с их стороны вряд ли возникнет какое-то противодействие реформе. Еще одно пожелание – возможность отдельного коммерческого потребителя перераспределять избыточную мощность не только в рамках отдельной подстанции, как сейчас, а в рамках всего своего бизнеса. Нередко бывает так, что на одном объекте мощностей с запасом, а на другом – недостаток. По всем этим темам предприниматели готовы разговаривать с энергетиками и могут найти компромисс».
Все изменения предлагается вводить постепенно – до 2024 года.
Но пока вопрос, состоится ли реформа – и дифференцирование тарифов, и введение платы за неиспользуемые мощности, – остается дискуссионным.