Егор Васильев: «Мы создаем фундамент работы с бизнесом»
В уходящем политическом сезоне с высоких трибун нередко звучали различные инициативы по развитию региона. Разработка большинства из них велась силами обновленного специально для этого министерства экономики и регионального развития края. О том, что готовилось, почему и о заделах на будущий сезон рассказал министр Егор Васильев.
– Егор Евгеньевич, в чем была общая идея новых подходов к управлению развитием региона?
– Во-первых, максимально систематизировать все процессы, связанные с инвестициями, стратегическим развитием, созданием новых экономических и социальных объектов в той части, где есть роль государства. При этом стараясь наиболее полно охватить как все возможные сектора экономики, так и все территории края.
Во-вторых, выявить и компенсировать дефициты по разным направлениям, создавая специальные инструменты для этого. В части крупных долгосрочных проектов – инициировать, дополнять и продвигать КИП «Енисейская Сибирь», в части адресной поддержки малого бизнеса в районах – выделить средства в бюджете и развивать направление «Локальная экономика», в части комплексного развития территорий – ввести в краевое законодательство принцип сопровождения экономического развития социальных проектов и предметно взяться за комплексные проекты развития в районах и городах края и т. д.
В-третьих, поставить работу по всем новым направлениям «на поток», сделать ее постоянным элементом краевой государственной политики. Другими словами, мы создаем фундамент, систему работы с бизнесом и органами муниципального самоуправления для наиболее эффективного достижения наших приоритетных целей – экономического роста, создания рабочих мест, увеличения доходов населения и сбалансированного территориального развития. Не забывая при этом про специфику нашего края, мы все-таки очень особый регион.
– Давайте по порядку. Проект «Енисейская Сибирь»: можете рассказать про его роль и значение?
– Не зря я только что упомянул специфику края. Мы всегда развивались крупными промышленными стройками, и их осуществление в прошлом дает нам сегодня и налоговую, и материальную базу для жизни и работы. Такой мы регион. В нынешних условиях все точно так же, однако у крупных инвестиционных проектов свои правила, положительные эффекты от них достигаются спустя несколько лет после выхода на планируемую мощность производства.
Поэтому для поступательного экономического роста необходимо постоянно замещать реализованные проекты следующими и следующими, не создавая временных разрывов между ними. В последние годы этот разрыв произошел, замедление роста экономики края от него мы увидим в ближайшие годы. Для того чтобы сделать разрыв между крупными проектами минимальным, губернатором края сразу после вступления в полномочия была разработана инициатива «Енисейская Сибирь».
– Что дает проект «Енисейская Сибирь» жителям края?
Тут нужно четко разделять сами инвестпроекты компаний «Енисейской Сибири» и комплексный проект как уникальный инструмент, первый и пока беспрецедентный элемент в новой парадигме территориального развития страны, основанной на макрорегионах.
С точки зрения инвестиционных проектов положительные эффекты понятны – это и налоги, и рабочие места, и спрос для краевых компаний. С точки зрения самого инструмента при поддержке президента и правительства РФ это возможность реализации планов компаний сейчас, а не завтра, привлечения средств федерального бюджета в инфраструктуру – дороги, аэропорты, межрегиональные медицинские центры и т. д, и большая привлекательность Красноярского края для крупных инвесторов и их денег.
Сейчас уже начинается этап реализации. Например, стартовала разработка Пайяхского месторождения, где планируется добывать до 26 млн тонн нефти в год. Проведу аналогию с другим известным в крае нефтяным месторождением – Ванкорским. За время его освоения в крае появился крупнейший налогоплательщик, который занимает второе место после «Норильского никеля» по количеству отчислений в бюджет края. Реализация только одного этого проекта из КИП «Енисейская Сибирь» позволит создать сотни новых рабочих мест для жителей региона, а на налоговые отчисления можно будет построить десятки детских садов и школ. Сегодня в «Енисейской Сибири» тридцать два инвестиционных проекта. Их общая заявленная инвестиционная стоимость свыше 1,9 трлн рублей на период 2019–2027 годов.
– Хорошо, однако сейчас речь шла про крупные проекты международных компаний. В части местного бизнеса неоднократно звучал другой проект – «Локальная экономика». Расскажите о нем.
– Как я уже говорил, наша задача – наиболее полно охватить системными действиями по сопровождению и развитию всю экономику региона. Проект «Локальная экономика», который на самом деле является частью государственной программы, позволяет сделать это как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. То есть развивать местный бизнес в соответствии со стратегическими планами развития городов и районов. В целом мы делаем здесь упор на инициативу и активность органов местного самоуправления. Краевые инструменты поддержки будут настроены так, чтобы помочь главам муниципалитетов целенаправленно развивать бизнес на вверенной им земле.
У нас есть территории, где нет вообще никакого крупного или хотя бы стабильно работающего производства. Мы должны привлечь туда инвестиции, достаточные для улучшения качества жизни населения.
Впервые в этом году мы провели два конкурса по предоставлению субсидий: среди благополучных в экономическом плане, инвестиционно привлекательных муниципальных образований и среди муниципальных образований, требующих особых подходов в связи с очень низкой инвестиционной активностью. 150 миллионов рублей, которые на этот год выделены в краевом бюджете для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса, уже распределены. Из 61 муниципального образования заявки подали 45 территорий. По оценкам, по этому направлению поддержку получат порядка 70 субъектов малого и среднего бизнеса.
– Это все, программой «Локальная экономика» исчерпывается поддержка малого и среднего бизнеса?
– Нет, конечно, в крае создана разветвленная система поддержки предпринимательской активности по сегментам и отраслям, от фермеров до изобретателей-инноваторов, и мы не собираемся ее ломать – только систематизировать и дополнять там, где находим пробелы. Кроме того, не стоит забывать, что в крае реализуются национальные проекты. К примеру, благодаря нацпроекту «Поддержка малого и среднего бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы» финансирование малого и среднего бизнеса в 2019 году составило 437,4 млн рублей – и по сравнению с 2018 увеличилось в 3 раза.
– На что пойдут эти средства?
– На развитие краевой сети поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В этом году мы определили жесткую структуру и разделили функционал организаций, которые помогают бизнесу, укрупнив их и исключив дублирование.
Самым крупным из таких элементов станет создание центра «Мой бизнес» в Красноярске. Это будет единая площадка, на которой предприниматели смогут получать весь существующий комплекс услуг, сервисов и мер поддержки, краевых и федеральных. Основным оператором по созданию центра «Мой бизнес» выступает наше акционерное общество «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания». Таким образом, центр «Мой бизнес» станет одним окном для всех форм поддержки предпринимательств, краевых и федеральных.
– Что именно могут получить предприниматели от большого пирога национального проекта?
– Можно получить и многие уже получают финансовую, организационную, консультационную помощь – целый спектр услуг, который можно полностью посмотреть на сайте smb24.ru. Агентство достаточно успешно справляется со своими задачами – организует участие в выставках, проводит семинары по госзакупкам, выдает микрозаймы под проценты намного меньшие, чем в коммерческих банках.
Благодаря нацпроекту с недавних пор предпринимателей моногородов края – Зеленогорска, Железногорска, Бородино, Норильска и Лесосибирска – выделили в льготную категорию субъектов, и они могут получить микрозаймы под половину ключевой ставки, установленной Банком России. Сегодня это 3,75 %. Максимальная сумма микрозайма для всех краевых предпринимателей с недавних пор увеличилась с трех миллионов до пяти миллионов рублей.
– Что должно стать результатом, как эти меры отразятся на предпринимательской активности в крае? Как вы оцениваете сегодняшнюю статистику?
– В целом на предпринимательскую активность влияют не только, даже не столько, меры господдержки, сколько общая рыночная конъюнктура и условия ведения бизнеса. Последнее – это еще одно направление нашей системной работы, где мы стараемся не только максимально снизить количество административных барьеров и сроки процедур, но и выстроить эффективное сопровождение растущего бизнеса.
Что касается статистики, то мы опираемся на реестр малого и среднего предпринимательства, который ведет федеральная налоговая служба. По данным на январь 2019 года, в Красноярском крае зарегистрировано 110 581 предпринимателей, в январе 2017 года их было 107 744. Цифры растут, однако недостаточно быстро, на наш взгляд. Кроме того, статистику искажают процессы по переоформлению бизнеса – юридические лица становятся индивидуальными предпринимателями и наоборот. Бизнес очень мобильно, активно реагирует на малейшие изменения в законодательстве. Например, в прошлом году ввели патенты на некоторые виды деятельности, изменилось налоговое регулирование – и сразу просело количество ООО, но увеличилось число ИП.
– На последней сессии Законодательного собрания края был принят закон об инвестиционной политике Красноярского края. Для чего он? Ведь, судя по реализации КИП «Енисейская Сибирь», у нас и так неплохо с инвестициями.
– Действующий до этого времени закон края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» был принят 15 лет назад и уже не встраивался в логику краевого законодательства, да и текущих задач. Новый закон систематизирует и структурирует понятия инвестиционной активности исходя из современных реалий, то есть формирует тот самый фундамент, о котором я говорил вначале.
Кроме того, законом вводятся новые инструменты, которые позволяют выстроить эффективный диалог с инвесторами, те, о которых я упоминал выше, и ряд других. Например, в законе предусмотрено понятие муниципального комплексного проекта развития. Это новая форма реализации территориальной политики, которая направляет бюджетные средства на создание объектов инфраструктуры туда, где осуществляется инвестиционная активность, будет новый бизнес и рабочие места, в том числе в результате реализации проекта «Локальная экономика». Иначе говоря, разработка МКПР позволяет строить детсады, школы, ФАПы, дороги там, где будет работающее, развивающееся предприятие, где есть будущее.
На самом деле это коренной перелом в политике распределения бюджетных средств. Раньше так называемый «бюджет развития», то есть деньги на ремонты и стройки, распределялись исключительно по принципу ветхости и нуждаемости, без учета перспективы населенного пункта в целом. Теперь там, где росту экономической активности принципиально мешает отсутсвие элемента коммунальной, дорожной, социальной инфраструктуры, мы сможем системно компенсировать этот дефицит, создавая такие объекты через МКПР. У нас уже есть пилотные проекты на юге края, и со следующего бюджетного цикла мы приступаем к воплощению их в жизнь.