Красноярский край станет ведущим поставщиком палладия на мировой рынок
В ближайшем будущем на мировом рынке предсказывают значительный рост спроса на палладий – это обусловлено ужесточением экологических требований к производству автомобильных двигателей.
«Норникель» готов ответить на потребности автопроизводителей. Работа предприятий компании на севере Красноярского края делает Россию одним из крупнейших производителей ценного металла, и роль «Норникеля» в этом процессе продолжит расти по мере развития новых инвестиционных проектов.
Цена палладия – одного из самых редких в природе металлов, незаменимого в современном автомобильном производстве и химической промышленности, на 19 марта достигла исторического максимума – $1606 за тройскую унцию, почти удвоившись с августа 2018 года. За последние 10 лет, по подсчетам «БКС Брокер», соотношение цены золото/палладий снизилось с 4,85 до 0,82, что фактически превращает этот металл в новое золото.
Аналитики предсказывают и дальнейший рост цен, который стремится за спросом: палладий необходим мировой промышленности, в частности, автопрому, во все больших объемах. Металл входит в состав каталитических нейтрализаторов для бензиновых двигателей, улавливающих вредные выбросы, а экологические требования к автомобилям ужесточаются год от года.
При этом сегодня на рынке уже сложился дефицит палладия.
При запасах в палладиевом фонде (на конец 2018 года) в 130 тысяч унций его продажи в мире за два года почти достигли 1 млн унций. По оценке «Норникеля», в этом году нехватка металла сложится на уровне 0,8 млн унций – и это еще подстегнет его цену. В подобной ситуации компания планирует поддержать поставки палладия и выстраивает свою программу исходя из перспектив запуска новых проектов для его производства.
«Палладий на рынке будет. Мы стараемся максимально прозрачно транслировать наши планы по поводу его производства», – рассказал президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью телеканалу «Россия24».
Он подчеркнул, что, несмотря на заметный рост производства электромобилей и гибридного транспорта, в ближайшие 10 лет выпуск машин с бензиновым двигателем составит до 100 млн штук в год.
«Поэтому, естественно, у производителей возникает вопрос: как физически получить такой товар, как палладий», – говорит Потанин.
Прогнозируя рост дефицита этого металла, он отмечает, что «Норникель» готовится к наращиванию объемов его выпуска.
«Обычно горно-металлургический цикл занимает пять-семь лет – от момента, когда проект задуман и когда будет произведена конечная продукция. У нас в этом отношении есть несколько проектов, один из которых мы начинаем уже в этом году – это проект так называемого «Южного кластера». Мы сейчас даем ему новую жизнь, разрабатываем там и шахты, и карьеры, которые позволят производить дополнительные объемы палладия», – сообщил президент «Норникеля».
Также он отметил, что перспектива выпуска необходимого рынку металла просматривается и в сотрудничестве «Норникеля» с «Русской платиной» по новому проекту «Арктик Палладий». Инвестиционное решение здесь планируется принять до конца года.
«Мы хотели бы все-таки приучить рынок к тому, что палладий добудем и туда поставим», – резюмировал Владимир Потанин.
«Норникель» может позволить себе решение больших производственных задач – компания перешла от политики стабильного развития к политике роста. Это подразумевает модернизацию и расширение обогатительных мощностей и увеличение добычи шахтным способом, что в том числе приведет к росту производства дефицитного металла. Этому же способствует и цифровизация всех процессов, в том числе и выпуска палладия, позволяющая, по словам президента, «расшить те или иные узкие места» в производстве.
В значительной мере планы роста «Норникеля» определяются и экологическими трендами, «запустившими» мировой спрос на палладий. Новые проекты подразумевают современный, бережный подход к окружающей среде, а промышленное наследие прошлого серьезно модернизируется.
«Мы продолжаем демонстрировать приверженность нашей линии на экологическую безопасность. Мы объявили и твердо на этом стоим, что 2023 год – время, когда мы должны в 4 раза уменьшить выбросы диоксида серы в атмосферу и вообще нормализовать экологическую обстановку в Норильске», – подчеркнул Потанин в интервью.
Уже на сегодня выбросы в черте города значительно снизились, но работа продолжается.
«Решение экологической проблемы является важным для компании с точки зрения продвижения своей продукции, имиджа и всего остального. Но главное – создать людям нормальные условия. Мы все-таки не только бизнесмены, но еще и граждане — об этом я стараюсь не забывать. Поэтому для меня решение этой проблемы имеет большой морально-психологический характер. Успешное предприятие, которое загрязняет атмосферу, – это не то, на чем престижно и приятно зарабатывать деньги.
Поэтому мы боремся с экологическими проблемами и не жалеем на это денег», – отметил президент «Норникеля».
Напомним, вложения компании в экологические проекты ближайшего времени оцениваются в 150 млн рублей.