Производители металлов готовятся к «буму электромобилей»
Автомобильная промышленность мира переживает значительные изменения, вызванные повышением экологических требований. Растут производство и спрос на электромобили, а «традиционный» автопром нуждается в новых системах очистки выхлопных газов.
И в том, и в другом случае рынку требуется все больше цветных металлов и металлов платиновой группы – и горнодобывающим компаниям приходится учитывать это в планах развития производства.
Недавно 27 горнодобывающих компаний и производителей оборудования в мире присоединились к программе инноваций с целью производства более безопасных для окружающей среды транспортных средств, Innovation for Cleaner Safer Vehicles programme, инициированной Международным советом по горному делу и металлам.
По данным статистики, только в 2016 году всего 10 из добывающих компаний мира выбросили в атмосферу 211 млн тонн диоксида углерода.
В Совете надеются, что присоединившиеся к инициативе смогут применить на своих предприятиях новые решения по сокращению выбросов. Среди участников программы – известные производители крупной промышленной техники: Caterpillar, «Дженерал электрик», Hitachi и Komatsu. К примеру, Komatsu занимается созданием электрических грузовиков для перевозки горной породы.
По данным специализированного издания по горнодобыче MINE magazine, высокими темпами растет и рынок легковых электромобилей.
Если в 2017 году продажи отрасли составляли 1 млн долларов в год по всему миру, то к 2020 году ожидается их увеличение до 4,5 млн.
В России, согласно Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года, в ближайшие шесть лет можно ожидать увеличения спроса на электромобили в среднем ценовом сегменте на 4–5%. В дальнейшем темпы роста продаж во многом будут зависеть от развития зарядной инфраструктуры в регионах – очевидно, что и от того, какая ситуация сложится на рынке металлов. Это касается и других стран.
«Технологии производства аккумуляторов – и, в частности, зарядных устройств для электромобилей, – требуют огромного количества металлов, таких как литий, никель и кобальт. И чем больше людей отказывается от обычных автомобилей в пользу EV, тем больше растет спрос на них. Причем, по мнению экспертов, к 2025 году нехватка рафинированного металла на рынке может стать настоящей проблемой», – пишет MINE.
Впрочем, дефицит металлов складывается уже сейчас.
По сообщению Financial Times, в Великобритании резко выросли цены на палладий – впервые за 16 лет он обогнал золото и продолжает дорожать. На этом фоне в стране даже фиксируют частые случаи краж каталитических нейтрализаторов с автомобилей – преступники продают их незаконным торговцам металлоломом за наличные. Недостаток металла может вырасти в 2019 году до 1,3 млн унций, а в прошлом году составлял 900 тысяч унций.
Основным производителем палладия, а также никеля и платины в мире является «Норникель», и у компании сегодня есть все предпосылки к тому, чтобы занять ведущие мировые позиции в перспективных отраслях производства металлов для «экологичного» автопрома, аккумуляторов и зарядных устройств для электромобилей. Курс на полную цифровизацию производства и максимально экологичные технологии будут способствовать завоеванию этого рынка.
«Реконфигурация мощностей, которая сейчас ведется в компании, – это передний край технологий в нашей отрасли. Кроме того, значительная часть производства переводится в автоматический режим», – рассказал в интервью MINE magazine первый вице-президент и операционный директор компании Сергей Дяченко. Внедрение цифровых технологий по всей производственной цепочке позволяет вести точное планирование процессов и сокращать время выполнения работ.
Еще летом 2017 года «Норникель» подписал меморандум о перспективах сотрудничества в поставках сырья для немецкого концерна BASF, который планирует стать крупнейшим европейским производителем катодных материалов для литий-ионных батарей. Пока в «Норникеле» сотрудничество с BASF расценивают как пилотный проект и хорошую возможность диверсифицировать продуктовую линейку.
«Технологии производства аккумуляторов как для электромобилей, так и для гибридов переживают заметный рост.
С точки зрения потребления гибридные автомобили требуют еще больше такого сырья, еще больше никеля и металлов платиновой группы», – отметил Дяченко.
Грядущее строительство зарядных станций будет нуждаться в большом количестве меди, а для дальнейшего развития традиционной автомобильной промышленности понадобится широкий спектр различных металлов. В числе перспективных проектов будущего операционный директор назвал «Арктический палладий» – реализация его может привести к появлению одного из крупнейших промышленных кластеров мира:
«По оценкам наших и сторонних экспертов, металлы платиновой группы, которые сможет поставить «Арктический палладий», с развитием рынка электромобилей окажутся на пике спроса, большем, чем просто никель и медь».
Напомним, в конце прошлого года на встрече в Кремле с президентом России Владимиром Путиным глава «Норникеля» Владимир Потанин рассказал о том, какие изменения ждут компанию в ближайшие годы. В первую очередь на них повлияет внедрение IT-технологий «широким фронтом»: на цифровизацию опираются все программы повышения производительности труда и эффективности производства. По словам Потанина, облик предприятия изменится уже в перспективе 5–7 лет.
В результате, по оценке компании, к 2025 году рост выпуска цветных металлов может увеличиться до 15%, а металлов платиновой группы – до 25%.
Между тем уже сегодня надежды многих производителей автомобилей связаны только с «Норникелем» – в отрасли ждут роста производства палладия на предприятиях компании. Альтернативное решение, переход на более дешевую платину, потребует на менее двух лет и полной реконфигурации автопроизводства. Впрочем, и поставки платины также напрямую завязаны на «Норникель».