Полноценные новости Красноярского края

Единый оператор и автобусная реформа: красноярские маршрутки поедут как метро

В Красноярске эксперты в очередной раз обсудили планы по глобальной реорганизации схемы общественного транспорта города. Чиновники предлагают уйти от протяженных маршрутов к более коротким, но с меньшим интервалом движения, и организовать оплату поездок по принципу метро, когда за фиксированную сумму можно пользоваться всеми видами общественного транспорта городав течение определенного времени.

Впрочем, дальше разговоров эти мечты о светлом будущем общественного транспорта не уходят уже много лет.

Круглый стол, посвященный перспективам развития общественного транспорта в Красноярске, был устроен на городском форума. Не слишком вместительный зал, отведенный под мероприятие, оказался забит участниками и сочувствующими под завязку.

«Как в троллейбусе!», – пожаловался кто-то из экспертов.

«Ну, заодно и прочувствуем», – отвечал ему другой. Оба, как, впрочем, и подавляющее большинство других участников круглого стола, приехали поговорить на личных автомобилях.

Открыл обсуждение его модератор, депутат Заксобрания Сергей Попов. Он констатировал, что реформа общественного транспорта в Красноярске назрела, и передал слово для доклада первому вице-мэру Красноярска Алексею Давыдову.

Тот сообщил, что

«Красноярск набирает серьезные обороты в сторону столичности», но, «не решив вопросы общественного транспорта, мы окажемся связаны по рукам и ногам».

Освобождаться от пут в мэрии планируют, добавив в схему взаимодействия перевозчиков с пассажиром нового субъекта – муниципального оператора.

«Взаимоотношения перевозчиков напрямую с пассажиром порождают гонки на дорогах и ряд других негативных эффектов. Между пассажиром и перевозчиком возникает идея оператора – который, собирая деньги с пассажиров, оплачивал бы работу перевозчиков и контролировал качество оказываемой услуги», – сказал Давыдов.

Оператора планируется наделить полномочиями по регулированию тарифов, и он должен оперативно влиять на маршрутную сеть.

Вторая идея, по словам вице-мэра, касается перехода к «временным тарифам» – за фиксированную сумму пассажиру позволят на протяжении определенного отрезка времени пользоваться всеми видами городского транспорта.

Он сможет совершать любое количество пересадок без дополнительной платы.

Тему продолжил развивать глава департамента транспорта мэрии Дмитрий Петров. Свой доклад он начал с критики красноярской схемы маршрутов, которая «складывалась на протяжении десятилетий по непонятным принципам» и нуждается в пересмотре.

«Сейчас мы имеем два одинаковых района. Из одного выезжает 9 маршрутов, а из другого 3. В чем разница между ними, непонятно. Но перенастроив схему и превратив 9 маршрутов, которые ходят раз в 30 минут, в 3 маршрута, которые ходят каждые 5 минут, мы повысим удобство для пассажиров», – сказал Петров.

Протяженные и извилистые маршруты города планируется сократить в пользу коротких и прямых, призванных доставлять людей с окраин в центр, где они смогут совершить пересадку. Это приведет к еще большему сокращению времени поездок.

Московский эксперт, транспортник Илья Петушков, комментируя идеи чиновников, провел простую и понятную аналогию.

«Концепция пересадок звучит как нечто новое, но на самом деле она всем нам хорошо знакома по московскому метро,

где вы можете пересаживаться между линиями свободно, не платя дополнительные деньги. Такая идея позволяет использовать меньшее количество маршрутов, заставляет их ходить чаще, а это значит, что мы сокращаем время ожидания и время поездок», – сказал Петушков.

При этом, по его словам, общественный транспорт нужно разделить на тот, что перевозит основной пассажиропоток, и социальный, который ездит в удаленные и малонаселенные районы и заведомо убыточен.

«Это социальное обслуживание, и пассажиропоток тут для оценки эффективности использовать мы не можем. В целом эффективно организованный общественный транспорт также является убыточным, с билетов окупается 70–80%. Оставшаяся доля должна субсидироваться –  это социальные маршруты, работа поздно вечером и рано утром, когда пассажиропоток низок», – отметил Петушков.

Заставлять пассажира платить за пересадки, по его мнению, нелогично.

«Если мой маршрут включает поездку сначала на автобусе, потом в троллейбусе, потом снова на автобусе, то я и так должен терпеть неудобства и терять дополнительное время из-за пересадок. Платить за это дополнительные деньги – нонсенс», – сказал Петушков.

Представляющий перевозчиков Красноярска Виктор Сидоров на нелестные оценки городской маршрутной сети обиделся, заявив, что «когда Красноярск в 90-е имел развитую маршрутную сеть, Москва представляла собой тихий ужас».

Он призвал не сравнивать столицу с Красноярском из-за разных экономических возможностей и усомнился, что оператор сможет справедливо распределять средства между «трамваем с тремя пассажирами» и загруженным автобусным маршрутом.

Председатель краевого Союза строителей Александр Коропачинский, ранее сам призывавший к пересмотру системы общественного транспорта в Красноярске, удивился, что в мэрии говорят только про автобусы, забывая о личном автотранспорте, пользование которым чиновникам неизбежно придется ограничивать.

«У нас грядет революция, а революция – это больно.

В докладе прозвучало про общественный транспорт. А где личный? А что у нас с платными парковками? В Москве сделали выделенные линии после того, как 7 лет жесточайшим образом боролись с личным транспортом. Но без ограничения передвижения на личных автомобилях ничего с общественным не выйдет. Автомобилистам это не понравится. Надо к этому готовиться», – сказал Коропачинский.

Спустить разговор с небес на землю попытался представитель объединения кондукторов и водителей, отметивший, что в новой схеме места кондукторам нет, и 2 тысячи человек окажутся на улице.

«На стройке столько рабочих не хватает!», – отреагировал на это Коропачинский.

«Проблема кондукторов – это детальный вопрос. А мы говорим о стратегическом уровне, не разобравшись с которым, не решить и детальные проблемы», – разложил все по полочкам Петухов.

В итоге члены круглого стола похвалили друг друга за содержательное обсуждение, постановили «продолжать диалог» и разошлись. Никаких сроков, когда высказанные мечты начнут воплощаться в реальность, в мэрии для себя не ставят.

«Сколько времени обсуждать – это понятие риторическое. Пока не придем к единому результату», – заявил журналистам вице-мэр Давыдов.