Как стать супергероем для своей команды?
Каждый из нас хотел бы обладать какой-нибудь суперспособностью в стиле героев «Марвел». Однако мы поразмыслим вот над чем: помните фильм «Москва слезам не верит»? В одном из фрагментов девушка спрашивает Гошу: «Чего вы не учитесь? Вы бы могли быть руководителем». На что он ей отвечает: «А ты считаешь, что все хотят быть руководителями?» Она тут же говорит: «Да, конечно».
Одна из проблем в том, что люди, претендующие на руководящую должность видят в первую очередь перед собой спектр разнообразных возможностей, начинают «делить шкуру неубитого медведя», но редко заботятся об ответственности и вообще о том, насколько данная должность им подходит. Одурманенные туманными перспективами а-ля больше связей, выше зарплата, мало кто задает себе вопрос: «обладаю ли я настоящими качествами хорошего руководителя?» В голове ворох мыслей, а кто это такой на самом деле? Каковы его главные навыки? На первый взгляд кажется, что быть хорошим руководителем для своих подчиненных – тоже некая суперспособность. О том, так ли это, попробуем разобраться в данной статье.
Как обстоят дела: супергеройское кино или реальное общество?
Выпускников по специальности «менеджмент» готовят к многозадачности и ограниченности ресурсов. Поэтому и учат координировать, планировать, контролировать, принимать решения, анализировать, развивать концепции, писать бизнес-планы, строить бизнес-модели — словом, виртуозно владеть цифрами. Вот только не все из них займут руководящие позиции. Об этом свидетельствует лишь то, что только настоящий лидер может вести за собой людей, однако далеко не всегда будет являться руководителем.
К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант. В настоящем времени «лидер» – это человек, способный вдохновлять на действия. Такой умеет управлять своим поведением и эмоциями, формировать и концентрироваться на целях, отделяя главное от второстепенного. Харизматичный, уверенный в себе, он отличается самообладанием и мужеством, умением создать эмоциональный микроклимат в коллективе, при котором в короткие сроки достигнуть поставленных целей.
Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств. Конечно же, он компетентен в тех задачах, которые ставит перед своей командой, готов рисковать, надежен и последователен в своих суждениях и поступках. Лидер по своей сути, он знает свои недостатки, органично замещая их преимуществами. Помните, руководитель и лидер – не одно и то же. Руководитель наделен формальной, официальной властью, а лидер – способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.
Что выбрать: Human Resources или людей?
Есть еще и другая сторона медали, которая входит в управление коллективом. Существует поговорка: «Управлять – не мешки ворочать». Все реже встречаются слова «коллектив», «люди» или «кадры» и все чаще – HR. Модная нынче тенденция – относиться к человеку как к ресурсу. Не станем выяснять, плохо это или хорошо. Подумаем вот о чем: как бы ни хотелось свести человека к особенностям эксплуатации и набору выполняемых им функций, человеческий ресурс особенный – он человеческий.
Как оцифровать хорошее настроение, с которым сотрудник взялся за работу, сделав все настолько хорошо, что вдохновил коллектив? Это свидетельствует о том, что с человеком поступать нужно как-то иначе, общаться с ним не языком цифр, правил эксплуатации и математических операций.
Все психологи говорят наперебой, что руководитель, контролирующий каждый шаг своих подчиненных, – лидер вчерашнего дня. Успешный управленец сегодня скорее проявит доброжелательность и терпимость, пробуждая в сотрудниках энтузиазм и помогая их профессиональному (и личностному) росту.
Тема начальства выходит далеко за рамки наших отношений на работе. Она затрагивает такие важные аспекты личности человека, как отношения с родителями и фигурами власти, потребность в любви. И уже по этой причине составить портрет идеального руководителя просто невозможно.
С одним и тем же лидером кому-то работается хорошо, а кому-то нет. Для одних жесткий стиль руководства абсолютно необходим, другие же в полной мере способны раскрыть свои таланты лишь в атмосфере максимальной свободы и комфорта, а любое давление становится для них источником жестоких стрессов и разочарований. Одним необходимо постоянно быть в контакте с руководителем, другие предпочитают держать дистанцию... Однако можно попробовать выделить те черты, которые отличают хорошего босса.
Чек-лист качеств хорошего руководителя по версии генерального директора компании Этажи г. Красноярск Виктора Александровича Мишурова.
2. Делегирование. Многие думают, что правильно делегировать задачи легко. Это не так. И уж совсем немногие умеют делегировать полномочия!
3. Способность к изменениям. Сегодняшний бизнес настолько динамичен, что вчерашних знаний сегодня уже не хватает. Нужно постоянно развиваться. Как говорила Королева Алисе в Зазеркалье – «Нужно быстро бежать, чтобы оставаться на месте».
Если же говорить о личных качествах, то руководитель должен быть честен перед самим собой, своей командой и уметь брать на себя ответственность за результат команды!
И что в итоге?
Коллектив – это группа людей, работающих на достижение одного результата. Он похож на отлаженный часовой механизм, в котором все детали важны. А руководитель – это волшебный ключик, который заводит часы и знает, как привести в порядок работу устройства. Ясно одно: грамотным боссом не рождаются, им нужно стать. Только вот как пробудить в себе лидера и возможно ли это вообще? Тренируйте характер, держите его в тонусе. Постоянно развивайте в себе навыки, которые считаете ценными, и не бойтесь быть собой.