Железногорцы посетили хранилище радиоактивных отходов в Новоуральске
Журналисты из Красноярска и Железногорска, представители администрации и Совета депутатов ЗАТО Железногорск приняли участие в техническом туре в Новоуральск, в ходе которого ознакомились с работой первого в России пункта финальной изоляции радиоактивных отходов 3–4 класса опасности. В ближайшем будущем в стране будет запущено еще несколько подобных объектов. Предполагается, что они, в частности, примут и твердые отходы с железногорского ГХК.
Первый в России пункт финальной изоляции радиоактивных отходов 3–4 класса был запущен в прошлом году под Новоуральском, в полутора часах еды от Екатеринбурга.
По словам директора новоуральского филиала «НО РАО» Вячеслава Александрова, решение о размещении объекта принималось на уровне правительства России. Его проектированием занимался профильный институт в Озерске. Строительство велось в рамках федеральной целевой программы в 2008–2015 годах Уральским электрохимическим комбинатом.
По завершении работ объект был передан национальному оператору. Он представляет собой приповерхностное захоронение длиной 140 м, шириной 24 м и глубиной 7 м.
«Поскольку это первый пункт приповерхностного захоронения в РФ, с учетом ФЗ № 190 был проведен большой комплекс изыскательских работ. Выполнялись, в том числе инженерные, геологические изыскания, которые подтвердили возможность размещения данного объекта на этой территории», – подчеркнул Александров.
По его словам, объект предусматривает несколько барьеров безопасности.
«Это и стенка защитного контейнера, и буферный материал, который размещается между упаковками, и строительные конструкции – толщина бетонных стен и перекрытий объекта составляет 70 см, – и покрывающие экраны. Но основную функцию по ограничению распространения радиоактивных веществ в окружающую среду и воздействия на человека, безусловно, выполняют геологические барьеры. Здесь это грунты и массив скальной породы.
По окончании приема радиоактивных отходов, после заполнения хранилища, будет проведена работа по его закрытию дополнительными барьерами безопасности – сверху будут сооружены глиняные замки, песчаные слои. Хранилище останется под землей, сверху будет лишь холм, покрытый зеленой травой», – рассказал Александров.
Площадка хранилища под Новоуральском позволяет разместить 55 тыс. кубометров отходов. Предполагается, что она проработает около 20 лет и будет выведена из эксплуатации в 2036 году.
Александров отметил, что объект предназначен для захоронения отходов 3–4 класса опасности.
«Это спецодежда, фильтры вентиляционных систем, шлаки от термоликвидации газовых центрифуг, переработки строительных конструкций и частей оборудования – то есть обычный набор от эксплуатационной деятельности любого предприятия ядерной отрасли. Ни о каком отработанном ядерном топливе речи не идет», – подчеркнул он.
Тем не менее, в рамках проектирования, по его словам, специалисты отрабатывали все возможные риски – в том числе угрозу смерча, урагана, падения самолета, теракта, непреднамеренных действий персонала.
«Эта работа показала, что воздействие на персонал и население при подобных гипотетических авариях не будет превышать нормативов, и загрязняющие вещества не смогут покинуть территорию хранилища», – сказал Александров.
При этом, по его словам, на объекте ведется постоянный радиационный и экологический контроль, в том числе с помощью наблюдательных скважин, которые позволяют следить за состоянием защитных барьеров.
Предусмотрен также контроль атмосферного воздуха, снегового покрова, травы, оценивается радиационное загрязнение спецодежды, кожных покровов персонала.
Размещено здесь и оборудование для оценки поступающих на захоронение грузов, в частности, на площадке смонтирована спектрометрическая установка. Кроме того, объект оборудован пунктом для дезактивации автотранспорта, контейнеров, санитарной обработки персонала.
«Технологический процесс таков: на автотранспорте предприятия-поставщики доставляют сюда упаковки с радиоактивными отходами. Здесь мы с использованием крана либо погрузчика разгружаем их, проводим входной контроль и дальше с помощью козлового крана и полуавтоматических захватов размещаем упаковки в хранилище. Спуск персонала туда не требуется, все происходит в автоматическом режиме», – рассказал Александров.
В декабре 2016 года объект принял первую партию отходов от Уральского электрохимического комбината – 13 контейнеров объемом 47 кубометров. Во второй половине сентября текущего года планируется встретить следующую партию отходов.
Александров отметил, что НО РАО удалось добиться понимания со стороны жителей Новоуральска, и к настоящему моменту противников у проекта практически не осталось.
«Когда проходили общественные слушания, связанные со строительством хранилища, всех жителей Новоуральска очень волновало, что такой объект появится рядом с городом. Людей интересовала возможность распространения радионуклидов с ветром, возможность их попадания в источники водоснабжения Новоуральска и так далее.
Мы встречались с заинтересованными жителями и конкретно по каждому вопросу давали разъяснения. После слушаний мы предложили общественности участвовать в мониторинге экологической обстановки на площадке объекта. Сейчас у нас налажен активный диалог, в мае этого года в присутствии общественников мы провели отбор проб, а позднее вместе обсудили полученные результаты. Они убедились, что их опасения были напрасными», – сказал Александров.
По словам руководителя центра общественных и международных связей НО РАО Никиты Медянцева, аналогичные новоуральскому, но более крупные хранилища сейчас проектируются в Северске Томской области (150 тыс. кубометров) и Озерске Челябинской области (200 тыс. кубометров). Возможно, что какое-то из них примет и отходы Горно-химического комбината.
«На ГХК тоже есть отходы 3 и 4 класса, но в Красноярском крае не предполагается создание пункта их финальной изоляции. Соответственно, их придется куда-то везти», – сказал Медянцев.
При этом он напомнил, что под Железногорском планируется разместить подземную исследовательскую лабораторию для отходов 1 и 2 классов.
«Летом 2015 года мы прошли этап слушаний по строительству лаборатории. Дело в том, что захоронение отходов 1 и 2 класса невозможно создать, не проведя комплекс подземных исследований в непосредственном месте расположения объекта. И только после доказательства безопасности выбранного места, способа и предполагаемых к использованию технологий можно идти за лицензией для размещения там радиоактивных отходов и достройки этого объекта до пункта захоронения.
На данный момент решения о том, что в крае создается пункт захоронения, нет.
Есть решение только о подземной лаборатории», – подчеркнул Медянцев.
Сейчас, по его словам, идет подготовка к выходу на строительную площадку объекта.
«Мы уже закупили определенное оборудование длительного цикла и готовимся к тому, чтобы приступить к созданию поверхностных объектов для подземной исследовательской лаборатории», – сказал Медянцев.
Глава ЗАТО Железногорск Вадим Медведев, комментируя итоги визита, отметил, что опыт Новоуральска вполне реально применить и на красноярской земле.
«Надо всегда смотреть, как реализуются современные проекты в других территориях, чтобы перенимать их лучший опыт. Поэтому сегодня мы достаточно внимательно обсуждаем все то, что связано с работой национального оператора по обращению с радиоактивными отходами в Свердловской области, в Новоуральске.
Тем более, что в Железногорске будет реализован проект строительства подземной исследовательской лаборатории, в которой планируется изучать возможность захоронения отходов. Результаты этого проекта через несколько лет покажут, куда нам двигаться в будущем.
Но мы уже сегодня видим, что атомная энергетика развивается, она востребована, поэтому здорово, если у нас будут все компетенции и технологические переделы, которые позволят нам чувствовать себя современной державой по отношению к другим странам мира», – заключил Медведев.