Полноценные новости Красноярского края

Уровень радиации – в норме

Независимые экологи провели мониторинг радиационной обстановки вблизи производств Горно-химического комбината под Красноярском. Исследования подтвердили, что поводов для беспокойства нет: радиационный фон – в районе природной нормы, динамика в сравнении с прошлыми годами положительная.    

Атомные технологии – технологии будущего. Направление № 1 – атомная энергетика: замыкание ядерного цикла на быстрых реакторах, в котором Россия продвинулась дальше многих ядерных держав, сделает энергию экологически чистой, безопасной и дешевой. Не остаются без внимания и другие направления – атомный ледокольный флот, ядерная медицина и прочие.

Своего рода тормозом развития каждой из сфер становится отношение населения к атомной промышленности: дисциплина, которую трудно объяснить «на пальцах», рождает недоверие. Однако, надо отдать должное, атомщики научились рассказывать о себе понятно, доступно, а главное, с акцентом на самый острый вопрос – экологический.

Одно из крупнейших предприятия Росатома, железногорский Горно-химический комбинат, без малого десять лет развивает разные форматы диалога с общественностью.

В их числе – публичный экологический доклад и экомониторинг с участием независимых экспертов.

Текущий год не стал исключением: заслушав и обсудив цифры и факты, экологи отправились для экомониторинга на берега Енисея, чтобы лично убедиться в достоверности приведенных в отчете показателей. 

Об экологической обстановке в нюансах

Экологический отчет – процедура отнюдь не для галочки. Об этом говорит как широкий круг экспертов – в этом году в обсуждении участвовали председатель Общественного совета при министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края Виктор Долженко, член Совета общественной палаты РФ Валерий Васильев, директор института «ШАНЭКО-Сибирь» Владимир Чечеткин, начальник отдела экологического аудита и консультаций Красноярского филиала госцентра «Природа» Юрий Мальцев и другие, – так и продолжительность дискуссии – ответы на уточняющие вопросы заняли около часа.

Экспертов интересовали нюансы: как проводится анализ рыбы и других продуктов на предмет содержания радионуклидов; какой регламент действует на предприятии на случай превышения допустимых норм – эти показатели в режиме онлайн контролируют высокоточные приборы; фиксируют ли исследования накопления радионуклидов в почве и растениях вблизи предприятия… Ответ был отрицательным.

Сессия вопросов и ответов дополнила деталями главное резюме экологического отчета ГХК за 2016 год –

радиационная обстановка на предприятии, а также в зоне непосредственной близости от производств комбината находится в пределах допустимых норм.

«Начиная с 2010 года произошло существенное снижение выбросов по всем загрязняющим веществам. Экологическая обстановка в зоне наблюдения предприятия не только стабилизировалась, но и заметно улучшилась. Сегодня не приходится говорить о каком-либо серьезном воздействии комбината на жителей близлежащих населенных пунктов, нет никаких ограничений в хозяйственной деятельности на этих территориях.

Ежегодно результаты исследований – и этот год не стал исключением – говорят о том, что деятельность ГХК не оказывает ощутимого, превышающего допустимые пределы воздействия на окружающую среду», – рассказал начальник экологического управления ГХК Алексей Шишлов.

В пределах природных показателей

В 1992 году на Горно-химическом комбинате были остановлены два реактора, занимавшихся наработкой оружейного плутония. Реакторы были прямоточными – то есть охлаждающая их вода сбрасывалась в Енисей через бассейны-отстойники. Радиоэкологическая обстановка в непосредственной близости от комбината никогда не была критической, однако настороженность у жителей территорий и общественности вызывала.

Одним из очагов напряжения была деревня Большой Балчуг Сухобузимского района – в 2010-м контрольных замеры фиксировали здесь мощность дозы радиационного фона на уровне 25 мкР/ в час (это выше окружающего фона, но в пределах санитарных нормы для мест постоянного проживания 40 микрорентген/ в час).

Берег Енисея вдоль Большого Балчуга стал предметом исследования во время экомониторинга 2017 – эту точку на карте выбрали сами экологи.

Их цель не только зафиксировать текущую ситуацию, но и лично удостовериться в верности заявленных в экологическом отчете ГХК цифр.

«Традиционно право выбрать место для мониторинга отдано независимым экспертам – это исключает возможность любых спекуляций с данными. В районе деревни Большой Балчуг мы не в первый раз, и год от года показатели внушают оптимизм: уровень радиационного фона в пойме реки Енисей в непосредственной близости от комбината не меняется в худшую сторону. Напротив, показатели становятся все меньше и на сегодня находятся в пределах природного фона, поэтому общественности города и края не о чем беспокоиться», – рассказал соорганизатор экомониторинга, председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Виктор Долженко.

Как отметил член Совета общественной Палаты РФ Валерий Васильев,

основное правило экомониторинга – максимальная открытость и экспромт:

замеры проводятся в указанных экспертами точках без предварительного согласования.

«Из года в год взаимодействие с комбинатом становится все продуктивнее, а отчеты, открывающие новые страницы работы предприятия, – интереснее и доступнее для понимания общественности. Как член наблюдательного совета при Росатоме могу сказать, что это в целом характерно для корпорации. Участие в экомониторинге принимаю впервые, но и тут соблюдены все вышеперечисленные принципы – свобода обсуждения, доступ к информации, нет никаких ограничений. Во время мониторинга открытость комбината проявилась в наиболее полной форме», – считает Валерий Васильев.

Ежегодные замеры радиационного фона в районе действия комбината проводятся с 2008 года. Динамика положительная – дозиметры показывают снижение фона до природных уровней. Показатели экомониторинга-2017 этот вывод еще раз подтвердили: зафиксированный минимум – 8 мкР/в час, максимум – 17 мкР/в час. Средняя цифра  по результатам нескольких десятков замеров – 10 мкР/в час.

Эксперты резюмируют, эти цифры говорят о многом, но главный итог: текущая деятельность Горно-химического комбината не оказывает влияния на окружающую среду.

«Результаты замеров закономерны. Во-первых, остановлены источники загрязнения, реакторы. Второе – работает радиоактивный распад: все короткоживущие частицы уже распались, долгоживущие находятся в процессе распада и не дают серьезного излучения. И третье, что не менее важно, – сама экосистема реки Енисей способствует очищению: что-то «разбавляется», что-то перекрывается осадками – идет накопление поймы реки на 2-5 см в год. Мы с определенной периодичностью отбираем пробы, контролируем динамику фона. Так как нет нового поступления радиационного материала, обстановка находится в переделах нормы», – говорит директор института «ШАНЭКО-Сибирь» Владимир Чечеткин.

Ответственность длиною в 1000 км

Береговая линия и речные островки близ деревни Большой Балчуг – далеко не единственная зона экомониторинга Горно-химического комбината. География исследований – от ГХК до Туруханска, 1000 км по течению Енисея. В том, чтобы «заплывать» дальше, нет смысла: неоднократные экспедиции никогда не фиксировали превышение фона на таких протяженных расстояниях.

По мониторингу радиоэкологической обстановки относительно близких территорий установлена определенная периодичность.

Исследования от ГХК до Подкаменной Тунгуски проводятся раз в пять лет, до Ярцево – раз в три года, территория в «ближней зоне» мониторится ежегодно.

«Возможно, кто-то задастся вопросом: «Зачем проводить мониторинг, если реакторы предприятия уже давно остановлены?». Считаю, что сворачивать эти исследования не стоит: для экспертов и общественности это возможность понять положение дел на текущий момент», – уточняет Виктор Долженко.

Руководитель лаборатории радиационного контроля института «ШАНЭКО-Сибирь» Александр Григорьев добавляет: берег Большого Балчуга, как лакмусовая бумажка, реагирует на любые изменения в работе ГХК.

«Допустим, комбинат начал какую-то деятельность, не оповестил об этом общественность – об этой деятельности нам расскажут замеры. Исследования этого года говорят об одном – мы не обнаружили показателей, которые бы вызывали настороженность», – резюмирует эксперт.

Наталья ПОВОЛЬНОВА