Что происходит с ценами на бензин в Красноярске
В последние 3 месяца Красноярск регулярно попадал в число городов-лидеров РФ по темпам удорожания бензина. Тем временем статистики неизменно отмечали, что розничные цены на ГСМ в городе остаются одними из самых низких в России, при том что оптовые цены на бензин продолжали стабильно увеличиваться. ДЕЛА.ru проследили за последними тенденциями на топливном рынке и попробовали разобраться в его подводных течениях.
Рост цен на ГСМ в Красноярске начался в конце февраля – практически сразу после большого совещания в правительстве региона о ситуации на топливном рынке. Напомним, совещание это стало результатом обращения «Союза владельцев АЗС» (объединяет представителей независимой розницы Красноярска) к властям, в котором предприниматели сообщали, что поставлены на грань выживания действиями вертикально интегрированных компаний «Роснефть» и «Газпромнефть»:
последние ради монополизации рынка, удерживая цены ниже рыночных в розничном сегменте, в опте стабильно их повышают, тем самым выдавливая всех остальных игроков.
После совещания 22 февраля, в котором принимали участие в том числе и представители ВИНКов и где говорилось о проблеме занижения розничных цен, сеть АЗС «Газпромнефть» подняла цены на АИ-92 на 15 копеек, с 33,70 до 33,85 руб., на АИ-95 – на 20 копеек, с 36,8 до 37 руб. На заправках «Магнат-РД» стоимость АИ-95 увеличилась с 36,6 до 36,8 руб., АИ-92 – с 33,45 до 33,65 руб.
27 февраля резкое повышение стоимости произошло в сети АЗС «25 часов» – там цена бензина АИ-92 достигла 34,5 руб., повысившись сразу на 80 копеек, АИ-95 стал стоить 37,5 руб. против 36,9 руб. ранее. На следующий день цены подняли в сети «Магнат-РД». Стоимость АИ-92 увеличилась на 0,8 руб. – с 33,65 до 34,45 руб. Бензин марки АИ-95 подорожал на 65 копеек – с 36,8 до 37,45 руб.
13 марта Росстат отчитался, что Красноярск попал в четверку лидеров России по темпам роста розничных цен на нефтепродукты –
за неделю с 27 февраля по 5 марта они выросли сразу на 0,6%. Вместе с тем, по сведениям статистиков, средняя стоимость бензина в Красноярске составляла 35,11 руб. – один из самых низких показателей в Сибири. Дешевле топливо продавали только в Горно-Алтайске.
А 7 апреля, по данным все того же Росстата, Красноярск вернул лидерство среди столичных городов Сибири по дешевизне бензина. Средняя стоимость литра автомобильного топлива в Красноярске, по данным статистиков, составляла к тому моменту 35,23 руб. – ниже, чем в целом по Сибири, а также в других региональных центрах округа. По дешевизне бензина Красноярск находился в первой пятерке российских городов.
11 мая рост цен возобновился – как по совпадению, вновь после совещания в правительстве, которое прошло после повторного обращения «Союза владельцев АЗС» к властям. Предприниматели отметили, что за 2 месяца чиновники вопреки обещаниям так и не перешли от слов к делу,
ситуация с ценовыми «ножницами» никак не поменялась, а независимая розница по-прежнему вынуждена работать на грани рентабельности.
После совещания «Газпромнефть» подняла цену АИ-92 на 50 копеек, до 34,35 руб. В сети «25 часов» подорожание составило от 50 до 70 копеек, цена АИ-92 выросла до 35,2 руб. АИ-95 – до 38 руб. за 1 литр.
Вслед за этим стоимость топлива увеличилась и в сети АЗС «Магнат-РД»: до 35,1 руб. за литр АИ-92 и до тех же 38 руб. на АИ-95. 98-й подорожал до 40,65 руб. На заправках «Красноярскнефтепродукта» те же цены: АИ-92 стоит 35,1 руб., АИ-95 – 38 руб.
19 мая Красноярск снова попал в число городов-лидеров РФ по темпам удорожания бензина, остается http://www.dela.ru/lenta/211376/ среди них уже 2 недели и вряд ли покинет ТОП и в ближайшие 7 дней – понедельник начался с очередного повышения цен.
Со стороны кажется, что после каждого совещания в правительстве вертикально интегрированная компания «Газпромнефть», вняв доводам независимых игроков, первой идет на повышение розничных цен, тем самым облегчая им жизнь. Однако, как отмечают представители «Союза владельцев АЗС», все не так просто – как правило, повышение мизерное и никак не исправляет ситуацию. А цены на бензин в Красноярске остаются одними из самых низких в России, что подтверждается данными Росстата. Таким образом, это лишь имитация движения навстречу рынку.
По оценке независимых игроков, для поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры АЗС при соблюдении всех норм и правил эксплуатации торговая наценка должна достигать как минимум 15–18%.
В Красноярске в последние несколько месяцев она составляла 5–9%, розничные цены у независимых владельцев АЗС находились ниже уровня рентабельности. Однократным повышением цены на 20 и даже 50 копеек этот дисбаланс никак не выровнять – тем более, что параллельно с розницей повышаются и цены в опте.
Предприниматели настаивают, что конечной целью ВИНКов является выдавливание конкурентов с рынка и полная его монополизация, после чего федеральные сети смогут устанавливать на заправках практически любую стоимость бензина. А о заповеднике низких цен, которым сейчас является Красноярский край, автомобилистам придется забыть.