Полноценные новости Красноярского края

Чем грозит Красноярску продажа «Красноярскнефтепродукта»

В Красноярском крае обсуждают возможную продажу в следующем году ОАО «Красноярскнефтепродукт», 77% акций которого пока принадлежит региону. Единственным реальным покупателем для такого крупного актива являются вертикально интегрированные нефтяные компании — ВИНКи. Однако переход КНП под их контроль грозит рынку топлива в крае и простым красноярцам катастрофическими последствиями.

Напомним, о продаже «Красноярскнефтепродукта» стало известно в начале этого года, причем не от кого-нибудь, а сразу от губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. 

«Я ставлю задачу подготовить в этом году к реализации пакет акций «Красноярскнефтепродукта». Этот актив не дает нам никакой эффективности отдачи, создает только массу проблем самого разного уровня, поэтому его предстоит реализовывать», – сказал губернатор 10 января в ходе выступления на расширенном аппаратном совещании.

Объявление о продаже одного из основных регуляторов на местном рынке ГСМ спровоцировало широкое обсуждение и волну критики. Так, против продажи «Красноярскнефтепродукта» выступил спикер ЗС Александр Усс. Он высказал мнение, что КНП нужно «санировать, подготовить соответствующую программу оздоровления», а если и продавать его, то «в адекватном состоянии».

«В кризис складывается не лучшая конъюнктура цен, и хороший хозяин ничего не продает. В кризис надо покупать, чтобы если и продавать впоследствии, то с выгодой», – подчеркнул Усс.

3 февраля действующий директор «Красноярскнефтепродукта» Сергей Берунов подал заявление об увольнении по собственному желанию. На его место спустя полторы недели был назначен Андрей Чернов.

Параллельно НКО «Союз владельцев автозаправочных станций», объединяющая владельцев АЗС в Красноярском крае, опубликовала обращение к региональным властям, в котором указала на критическую ситуацию на топливном рынке Красноярского края, сложившуюся в результате недобросовестной конкуренции вертикально интегрированных компаний, противостоять которой помогал в том числе и «КНП».

На фоне всех этих событий в правительстве крепко задумались над тем, так ли необходима продажа краевого предприятия, и приняли решение отложить ее до 2018 года.

Как сообщил в ходе сессии ЗС в середине февраля краевой вице-премьер Юрий Лапшин, в правительстве не планируют в 2017 году выставлять на продажу акции «Красноярскнефтепродукта». По его словам, предложение Толоконского было обусловлено низкими показателями работы предприятия за последний год, и кроме идеи о продаже он просил подготовить и предложения по повышению эффективности работы КНП, что в итоге и было сделано. Лапшин тогда подчеркнул, что в плане приватизации на этот год акций КНП нет, и «никаких консультаций на эту тему даже не ведется».

При этом вице-премьер отметил, что «Красноярскнефтепродукт» выполняет на местном рынке ГСМ роль стабилизатора.

«Наверное, ни для кого не секрет, что за последние 2-3 года существенно активизировались в части развития розницы вертикально интегрированные компании. За счет перекрестного субсидирования они могут серьезно понижать маржинальность и даже на какое-то время в рознице уходить в минус. И результат передела рынка, по крайней мере по Красноярску, налицо, он очевиден для всех, кто пользуется услугами АЗС. КНП на рынке играет очень серьезную сдерживающую роль, и не будь «Красноярскнефтепродукта», «Газпромнефть» и «Роснефть» цены начали бы повышать уже давно», – сказал Лапшин.

Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, но в правительстве прямым текстом говорят, что к вопросу о продаже КНП намерены вернуться в будущем году. Приобрести такой крупный актив по зубам только ВИНКам. По неофициальной информации, этот вопрос уже обсуждался с представителями «Газпромнефти».

Но при таком варианте развития событий перспективы у местного рынка ГСМ самые неутешительные. Эксперты предсказывают консервацию и ликвидацию нефтебаз, принадлежащих ОАО «КНП», сокращение штата сотрудников, сокращение налоговых отчислений в краевой бюджет,

и самое главное — жесткое, бесконтрольное установление цен для скорейшей окупаемости покупки.

Отдельно стоит отметить негативные последствия, связанные с удаленными районами, где автозаправки КНП зачастую являются единственными поставщиками топлива и имеют социальную направленность, обеспечивая нефтепродуктами не только жителей районов, но и экстренные службы.

Переход «Красноярскнефтепродукта» в собственность крупных нефтяных компаний, рассматривающих продажу горючего прежде всего с точки зрения экономической эффективности, грозит этим удаленным нерентабельным точкам закрытием.

Край, лишившись рычага воздействия на ситуацию, каким-то образом повлиять на обстановку на рынке больше не сможет.

В беззащитном положении окажутся и независимые участники рынка – ведь ВИНКи и производят топливо, и продают его, диктуя цены опта и розницы в регионе. Все остальные операторы по факту зависимы от того, какие цены будут предъявлены «Роснефтью» и «Газпронефтью» на оптовом рынке, и от того, какие розничные цены будут выставлены ими на своих заправках.

Политика ценового выдавливания с рынка представителей независимой розницы ведется с момента появления вертикально интегрированных компаний в Красноярском крае – участники рынка жалуются, что зачастую из-за дисбаланса оптовых и розничных цен им приходится работать в ноль или даже в минус. Продажа «Красноярскнефтепродукта» полностью развяжет ВИНКам руки, и местный топливный рынок превратится в выжженную пустыню, на которой останутся только 2 игрока – «Роснефть» и «Газпромнефть».