Олег Низомиддинов: «Мы дарим клиентам цифровую свободу»
Телекоммуникации – сфера, которая меняется на наших глазах. О трендах в индустрии, диверсификации бизнеса, планах по строительству сети и актуальных предложениях компании ДЕЛА.ru поговорили с новым директором филиала ПАО «МТС» в Красноярском крае Олегом Низомиддиновым. Он занял свой пост в августе 2016 года и вот спустя несколько месяцев работы по нашей традиции раскрыл для читателей некоторые подробности бизнеса и жизненного пути.
– Олег Ахмаджонович, как становятся директорами филиалов в МТС? Как вы получили это назначение и каковы ваши впечатления от Красноярска?
– Обычно порядок таков. Каждый год все руководители проходят через специальную процедуру оценки эффективности и формируется кадровый резерв. Когда вакансия открывается, ее предлагают тем, кто показал хорошие результаты во главе других филиалов.
Свою карьеру в МТС я начал руководителем филиала в Мурманской области. Спустя полтора года мне доверили управление еще одним регионом – Карелией. И оборот, и численность персонала в тех филиалах меньше, чем здесь, так что работа в Красноярском крае для меня повышение. Получились интересные параллели. Там Мурманск, здесь Норильск, оба города за Полярным кругом, на приличном удалении от «материка», очень похожи и по бизнесу, и по фактуре.
Отмечу, что мое назначение произошло в стратегически важный для компании год, когда поменялась структура управления. Мы перешли от географической модели управления филиалами к кластерной, когда регионы сгруппированы по экономическому принципу и непосредственно подчиняются федеральному центру. Я сменил на посту прежнего директора Армена Аветисяна, который ушел на повышение – стал одним из руководителей по региональному развитию МТС.
– Как вы вообще оказались в телекоме?
– Я пришел из сферы FMCG, а туда, в свою очередь, с военной службы. Я военный моряк, окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе в Санкт-Петербурге по специальности «Гидрограф-штурман». С детства мечтал служить Отечеству, стать адмиралом. Предполагалось, что после выпуска смогу путешествовать по всему миру. Однако в 2003 году ситуация была тяжелая, зарплату выдавали картошкой и капустой. Родилась дочка, нужно было кормить семью. Поэтому, отслужив три года на Балтийском флоте, я ушел со службы в бизнес. Из старшего лейтенанта, офицера, образно говоря, в белых перчатках и с кортиком, пришлось стать менеджером по продажам...
– Вы ощутили понижение статуса?
– Конечно! Человек живет мечтой. Но если есть мотивация и желание развиваться, успеха можно добиться в любом деле. На новом месте я быстро сделал карьеру: стал супервайзером, затем начальником отдела продаж, сити-менеджером. Затем уже набирался опыта в маркетинге, управлении продажами в компаниях – мировых брендах: «Филип Моррис», «Ред булл», «Пепсико». И когда появилась вакансия директора в мурманском филиале МТС, я подошел по заявленным компанией критериям.
– А каковы эти критерии, что за люди возглавляют филиалы компании? По моим представлениям, это специалисты с амбициями, стержнем в характере…
– В первую очередь это люди, которые знают, чего хотят. Ведь телеком – высококонкурентный дорогой бизнес, и цена ошибки здесь велика. Если сравнивать торговлю потребительскими товарами и телеком, допустим, на языке фотографии, то первое – это «зеркалка», щелк, – и сразу выдает снимок. Второе – скорее пленочная Leica со всеми этими шаманскими танцами вокруг проявителей, закрепителей, печати. Замедленное кино. В торговле, чтобы получить результат, нужен месяц. В телекоме – полгода.
Сначала надо построить саму сеть. Затем, чтобы наполнить ее абонентами, требуется грамотно выстроить маркетинг и продажи. А потом – развивать: наращивать базу, формировать лояльность к твоему бренду, к твоим услугам. Эффект от некоторых бизнес-решений проявляется через значительное время. Иногда через годы работы понимаешь, что делал не то, не там и не тогда. Управлять таким многослойным бизнесом очень непросто.
– А в региональном разрезе? Есть ли разница между тем, как работает персонал в европейской части и в Сибири?
– Все очень по-разному. Возьмем Карелию. Жители там сочетают педантичность финнов и русское «будь что будет». Большую роль играет личная зона комфорта, темп жизни – размеренный. Но при этом там легко расти. Если ты живой, активный, мыслишь иначе, можно быстро построить карьеру. У жителей Мурманска другой менталитет. Люди неторопливые, основательные, долго присматриваются друг к другу, как на китайских переговорах.
В Сибири совсем иначе, здесь все очень деловые, на встречах сразу переходят к делу. При знакомстве ведут себя так, будто всю жизнь тебя знают. Мне это очень по нутру. Вообще, сибиряки, на мой взгляд, – это сильные, улыбчивые люди, которые говорят правду и решают вопросы напрямую.
– Что ж, давайте поговорим о вашей работе в Красноярском крае. Удалось ли сохранить позитивную динамику на фоне реструктуризации 2016 года? Каковы основные итоги?
– У МТС в Красноярском крае очень хорошие показатели. В том числе это результат реализации инвестиционного соглашения, подписанного с Правительством края в 2014 году на КЭФе. В соответствии с ним компания вложила в развитие сетей в регионе порядка 3 млрд рублей за три года. Мы зашли во множество малых поселений. Сейчас 99 из 100 жителей края проживают в зоне покрытия МТС. Нашими услугами пользуются многие госструктуры и ведущие промпредприятия региона, на массовом рынке мы также занимаем лидирующие позиции.
На том же форуме в 2014 году были подписаны соглашения об инвестициях в развитие связи на Севере – в Норильске, Дудинке. Тогда это была самая северная «стройка» компании. По запуску LTE за Полярным кругом мы пионеры. Вообще, у нас большой опыт обеспечения связи в труднодоступных местах, где жизни нет – только вечная мерзлота, москит и ягель. В Красноярском крае мы не раз строили сети нефтяникам, газовикам, золотодобытчикам.
– А какие планы на этот год?
– Грандиозные. Мы планируем вложить большие ресурсы в «ковровое» покрытие 4G. Этим «ковром» мы полностью накроем агломерацию: Красноярск, Березовку, Сосновоборск, Железногорск, Дивногорск, Емельяново. Другие территории тоже ждет усиление. Важно, что мы строим сети LTE не только в диапазоне частот 2600 МГц, но и активно используем стандарт LTE-1800. У него больше площадь покрытия и лучше качество сигнала в помещениях. А главное, моделей смартфонов, которые работают в диапазоне 1800, тоже больше.
4G (LTE, мобильная связь четвертого поколения) – современный телекоммуникационный стандарт, обеспечивающий высокую скорость передачи данных по мобильному интернету. Теоретическая пиковая скорость сегодня – порядка 300 мегабит в секунду.
Вообще, сеть для «тяжелого» контента – это задел на будущее для нас. Люди хотят смотреть HD-видео на мобильных устройствах, скоро это станет обыденным делом. А корпоративным клиентам нужны услуги телематики, «интернет вещей».
И если для мобильного трафика и разговоров по сотовому существует естественный потолок, то М2М услуги – это новый океан спроса, который только формируется. По нашей статистике, каждая третья компания из клиентов МТС в Красноярском крае уже пользуется такими сервисами.
M2M (англ. machine to machine) – передача данных не между пользователями, а между техническими устройствами: автомобилями, бытовой техникой, промышленной электроникой и т. д. Термин часто используется в контексте набирающего обороты машинного обучения, big data, «интернета вещей» (Internet of Things, IoT). Пример M2M услуги – контроль местоположения сотрудников и корпоративного транспорта средствами сети сотовой связи.
Кроме коврового покрытия 4G, у нас на подходе серьезная модернизация. Не вдаваясь в технические детали, скажу, что мы активно меняем устаревшее оборудование и переходим на решение Single RAN от единого вендора. В результате связь улучшится по многим параметрам, увеличится радиус покрытия наших станций.
Качество связи заметно вырастет на юге края: там мы планируем запустить оптоволоконные линии, в частности, Идринское – Минусинск и Курагино – Танзыбей.
Другое важное для нас направление – Север, Норильск, где сейчас уникальная ситуация – проводной доступ в интернет работает через спутник. В этом году туда придет долгожданный оптический канал – для норильчан это большое событие. МТС наконец «уйдет» со спутника и сможет предоставлять более качественный скоростной интернет.
Исторически МТС является лидером в регионе. Я не ошибусь, если скажу, что примерно двое из трех жителей Норильска сегодня пользуются нашими услугами связи. Точно так же и в корпоративном секторе – большая часть коммерческих предприятий и государственных учреждений там выбирают нашу компанию в качестве оператора связи.
– А какие тренды сейчас на корпоративном рынке?
– Здесь картинка вообще очень интересная. Телеком-рынок в целом перенасыщен. Статистически на каждого человека, включая младенцев и пожилых, приходится по две SIM-карты. Стоимость традиционных услуг падает, конкуренты роняют цены в ноль, дальнейшее развитие розницы нецелесообразно, так как снижает маржинальность бизнеса, а прибыль имеет далеко отложенный эффект.
Стандартная бизнес-модель уже нерентабельна. Понимая это, операторы стремятся в другие ниши, и особенно ярко это проявляется в корпоративном сегменте. Так, МТС купила компанию NVision, чтобы «под ключ» делать для наших клиентов проекты по системной интеграции. Аналогов у конкурентов нет, потому многие корпоративные клиенты работают с нами вдолгую.
Вообще, с диверсификацией мы знакомы не понаслышке, в этом вопросе МТС однозначно среди лидеров. Сейчас мы одновременно предлагаем сотовую связь, ШПД, финансовые услуги под брендом «МТС Банк», спутниковое ТВ и многое другое.
Получается, что клиент нашей компании находится в современной цифровой экосистеме, которую мы строим для него по кирпичикам. Возникает своего рода магия: ты как будто «продолжаешься» в своих девайсах. В сумме это дает людям цифровую свободу.
– Где находится предел такой диверсификации? Можно ли будет заказать пиццу МТС?
– Пиццу вряд ли, но цифровой контент мы уже поставляем. Скажем, МТС ТВ дает доступ к онлайн-кинотеатру с новинками фильмов и сериалов от HBO, NETFLIX, BBC и так далее. Приложение МТС Music – полноценный аудиосервис с доступом к каталогу из более 20 млн песен.
Также среди приоритетных для нас направлений сегодня – спутниковое ТВ. Мы заходим активно, и наше предложение по ряду позиций лучше рынка. Другое направление – это собственный банк, и такой симбиоз – огромный простор для синергии. Например, многие клиенты могут вообще не платить за связь за счет кешбэка по дебетовой карте МТС Банка.
– Вы сказали, что дальнейшее развитие розницы нецелесообразно. Как это сказывается на обслуживании абонентов?
– Уменьшение количества розничных точек – всеобщий тренд, и мы не исключение. Поэтому делаем механику самообслуживания максимально комфортной – постоянно улучшаем личный кабинет и мобильное приложение «Мой МТС», занимаемся ликбезом населения.
Абонент становится все более грамотным, предпочитает самообслуживание онлайн, а мы всеми силами этому помогаем. Большинство вопросов, по которым раньше звонили в поддержку или шли в салон, сейчас решается через приложение. Взять те же подключение/отключение допуслуг, запрос детализации расходов, смену тарифа и так далее.
– Судя по вашим словам, МТС во многом идет в авангарде телеком-индустрии. А как ваша компания участвует в других сферах жизни общества?
– Для нас это большой и очень серьезный вопрос. В компании МТС корпоративная социальная ответственность выделена в самостоятельное направление. Мы работаем на перспективу, поэтому вкладываемся в развитие общества постоянно. В Красноярском крае в партнерстве с правительством, Краеведческим музеем, школами и библиотеками реализован целый пакет просветительских проектов.
В этом году мы основной упор делаем на благотворительный проект «Поколение М». Это комплексная программа, стержень нашей социальной политики.
Проект в своем роде уникальный. В сфере корпоративной благотворительности он признан передовым, причем не только в России, но и на мировом уровне. Тут мы совмещаем массовую поддержку молодых талантов и сбор средств на помощь тяжелобольным детям.
Причем делается это за счет новаторской игровой механики. Все ребятишки в возрасте от 6 до 18 лет, кто участвует в программе, своей онлайн-активностью генерируют виртуальные баллы. А компания МТС превращает эти баллы в реальные деньги на дорогостоящее лечение нуждающимся детям. Мы уже собрали таким образом более 15 млн рублей и будем только наращивать интенсивность.
Большой успех, что к программе абсолютно бескорыстно подключились знаменитые артисты, художники, режиссеры, фотографы, модные дизайнеры. Среди известных имен и брендов могу назвать Владимира Грамматикова, Владимира Хотиненко, Полину Гагарину, Диану Арбенину, Вячеслава Зайцева, «Ералаш», «Смешариков», ансамбль «Непоседы» и многих других. Они проводят мастер-классы, участвуют в репетициях, отсматривают работы, консультируют участников.
– Олег Ахмаджонович, в завершение нашей беседы хочу задать традиционный вопрос: используете ли вы в своей руководящей работе нестандартные подходы?
– Мое глубокое убеждение в том, что современным компаниям, меняющим реальность, пора уходить от схемы «босс сказал – сотрудник сделал», важна инициатива на всех уровнях. Именно такого принципа я придерживаюсь в управлении. Нужно, чтобы люди умели ошибаться и самостоятельно исправлять ошибки, чтобы уважали руководителя как личность и при этом не боялись его.
Знаете, когда я начинал работать в Мурманске, мне в наследство досталась крепко выстроенная иерархия подчинения. В первый раз я появился на работе с ломом в руках. Собрал коллег и сообщил им, что мы одна команда, и доступ ко мне всегда открыт. А в подтверждение своих слов снял с петель дверь в свой кабинет этим самым ломом.
Такого же принципа открытости, командности в работе я придерживаюсь и в Красноярске. Да, кто-то поначалу может ошибочно воспринять эту открытость как возможность «сесть на шею», но такие, по опыту, в моем коллективе не приживаются. Для остальных моя открытость превращается в ресурс, именно они и становятся драйверами изменений в бизнесе. Старые парадигмы устарели, и, чтобы не терять позиций, нужно меняться даже не со скоростью рынка, а опережая его.