Полноценные новости Красноярского края

Анатолий Цыкалов: «Доля местных продуктов в красноярских магазинах должна вырасти до 50%»

В сложной экономической ситуации красноярцы покупают продукты почти в том же ассортименте и объемах, что и до кризиса. И это один из показателей работы краевого правительства, считает министр промышленности, энергетики и торговли края. ДЕЛА.ru поговорили с Анатолием Цыкаловым о системных мерах поддержки местных производителей, о ярмарках как одном из способов сдерживать рост цен на продовольствие и о решении проблем контрафакта.

Анатолий Цыкалов, министр промышленности, энергетики и торговли Красноярского края

– Анатолий Григорьевич, в красноярской торговле тема продвижения местной продукции является одной из ключевых. Какова доля таких товаров в торговых сетях края на сегодня и какие меры эффективны для ее увеличения?

– Сразу отмечу, что эта проблема находится на особом контроле у губернатора Виктора Толоконского. Обеспечение высокой доли местной продукции на красноярском продовольственном рынке – задача, которая решается комплексно, а присутствие местных продуктов мы отслеживаем в магазинах любого формата, от гипермаркетов до торговых точек у дома.

Интенсивно этим вопросом в правительстве края занялись после введения продуктового эмбарго в ответ на западные санкции в конце 2014 года.

Тогда возник вопрос:

не опустеют ли полки магазинов и смогут ли краевые предприятия возместить потерю продуктов, которые попали под ограничения?

Мы начали переговоры со всеми крупными ретейлерами, от местных до транснациональных, таких как «Метро Кэш энд Кэрри», и нашли точки соприкосновения.

Власти были заинтересованы в том, чтобы росло производство местной молочной, мясной, плодоовощной продукции, а торговые сети – в товарообороте, ведь покупатель не придет на пустые прилавки.

Результатом переговоров стало подписание соглашений о взаимодействии. Их суть заключалась в том, чтобы смягчить для местных производителей условия захода в сети, продвигать их продукцию в магазинах – например, выделять ее специальными ценниками,– и сформировать возможности для того, чтобы даже малые предприятия могли работать с крупным ретейлом.

Не скажу, что сейчас все эти вопросы исчерпаны. Периодически они возникают снова и их приходится постоянно решать. Но расширение доступа в торговые сети местных аграриев сразу повлекло за собой положительные перемены.

Торговые сети требовали выдерживать качество и сроки поступления местной продукции, соответственно росла и доля товаров, произведенных красноярскими сельхозпроизводителями и переработчиками. И если вначале этот показатель составлял около 16–18%, то сейчас его удалось удвоить.

Сегодня доля местных продуктов – от 35 до 40%.

Подчеркну, что это в среднем, поскольку, например, в Минусинске представленность «своего» товара превышает 50%: завозить продукцию из соседних регионов туда менее выгодно. Рубеж в 50% мы ставим перед собой и для всего края.

– Словом, сети смогли сохранить покупателей, полки не опустели, ассортимент не снизился, многие товары удалось заместить красноярской продукцией... Каких усилий это потребовало от руководства региона?

– Порой для достижения этой цели власти приходилось работать «в ручном режиме», через прямые указания и жесткий контроль.

Зато на сегодня у нас подписаны соглашения со всеми торговыми сетевыми компаниями, работающими в крае. И ни одна больше не заходит на красноярский рынок, не подписав такого договора. Мною сформировано поручение для глав муниципальных образований, чтобы они работали со своими юридическими лицами по формированию таких соглашений.

– То есть не подпишешь соглашение – не будешь торговать на нашей территории?

– Мы всегда задаем желающим организовать свой бизнес в крае вопрос: с какой целью они сюда приходят. И если компании намерены остаться здесь надолго, они должны прислушиваться к мнению жителей и соглашаться с нашими условиями, прислушиваться к мнению губернатора. Таковы, можно сказать, правила игры.

В итоге выгоду получают все. У сельских товаропроизводителей будет расти производство, ассортимент продукции – а это и новые рабочие места, и налоги. А наши торговые партнеры получат свежие и качественные товары при более простой логистике.

Но здесь возникла такая проблема. Аграриям не сразу удалось соответствовать требованиям супермаркетов о поставке товаров в нужных объемах. К примеру, магазин проводит промоакцию, раскручивает продукт – а потом вдруг выясняется, что спрос есть, а товаров не хватает. Ведь часто поставщик, малое хозяйство, обладает ограниченными ресурсами и просто не имеет возможности привезти продукты в магазин вовремя.

Чтобы сбалансировать поставки, мы отчасти пошли по такому пути: закрепили небольшие компании за группами магазинов и отдельными торговыми точками.  Ну а в целом, чтобы обеспечить постоянное присутствие в сети местных продуктов,

по поручению губернатора было решено основать оптово-распределительные центры.

Они будут созданы в Канске, Ачинске, Минусинске и Красноярске. Красноярский ОРЦ уже располагает огромными складскими помещениями, современными холодильниками, мощностями для мясопереработки.

Задача таких центров – накапливать продукцию малых и средних поставщиков и проводить ее предпродажную подготовку.

Для овощей это, например, калибровка, помывка, сортировка, упаковка в тару и прочее, для мяса – разделка. Современные покупатели все реже берут курицу целиком, а магазины отказываются принимать мясо в полутушах: нужен предварительный сортовой разруб. Таким образом, ОРЦ станут промежуточным звеном между сельхозпредприятием и магазином.

– С добавлением этого звена в цепочку цены на продукты могут вырасти?

– Думаю, что незначительно, только на стоимость услуги упаковки или сортировки. Зарубежная и российская практика показывает, что создание ОРЦ – это очень эффективная мера.

Резюмируя, отмечу: продвинув местных производителей, мы решили первую существенную задачу – не допустить дефицита продуктов и снижения ассортимента.

Но нам удалось решить и вторую, не менее важную – остановить рост инфляции.

У инфляции есть как естественные причины – при доставке продуктов из других регионов происходит их удорожание за счет транспортных расходов, – так и искусственные. Сетевые магазины, пользуясь сложной экономической ситуацией, готовы необоснованно увеличивать цены. Однако в крае нам удалось этого не допустить

за счет масштабного проведения ярмарок и развития рыночной торговли.

На ярмарках продукты доходят до жителей края без наценок, поскольку по решению краевого правительства плата за место с аграриев не взимается. Более того, муниципальные власти организуют удобные площадки для такой торговли, предоставляя селянам парковки, обеспечивая их электроснабжением. Сейчас даже решается вопрос о том, чтобы поставить на местах проведения ярмарок стационарные легкие павильоны и закрепить их за отдельными поставщиками.

Жители края охотно покупают свежую и недорогую продукцию фермеров: в среднем она на 15% дешевле, чем в магазинах. И ориентируясь на это, торговые сети тоже не поднимали цены на свои товары. А по некоторым продуктам, как мы зафиксировали, даже произошло их снижение.

Уровень продовольственной инфляции с января по август в среднем составил 2,2% – это заметно ниже, чем год назад, когда он  составлял 7,6%.

В условиях, когда зарплаты не повышаются, стабилизация цен позволила красноярцам покупать примерно столько же продуктов, сколько и раньше. И, на мой взгляд, именно это является основным показателем работы власти.

– То есть ярмарочная торговля будет развиваться дальше. А растет ли объем реализованных таким способом продуктов?

– Конечно, мы продолжим развивать это направление. Уже в этом году ярмарочных мероприятий будет на 16% больше прошлогоднего. А на сегодня их почти 3900!

Мы отслеживаем ярмарочные продажи экспертным путем, проводим опросы. Видим живой интерес со стороны и покупателей, и сельхозпроизводителей. Раньше продать излишки продукции для них было проблемой. А сейчас селяне даже говорят: дайте паузу, мы не можем каждый выходной ездить на ярмарку. За счет расширения каналов сбыта им теперь можно наращивать объемы производства, а это опять же рабочие места, налоги и решение социальных вопросов.

Еще одна задача на будущее – обустройство крытых рынков для круглогодичной фермерской торговли, поскольку наши погодные условия не позволяют все время вести ее под открытым небом. В ближайшее время крытые рынки будут построены в Ачинске, Канске, Минусинске, Бородине, Ирбейском. Места торговцам на них также предоставим на льготной основе.

– Понятно, что по этому вопросу были приняты системные меры. А что вы можете сказать о такой серьезной проблеме, как контрафактная продукция? У всех на слуху история с суррогатным виски. Как в крае борются с фальсификатами?

– Безусловно, это крайне важный вопрос, причем касается он не только продовольственных товаров. К примеру, на рынке реализуются тонкостенные радиаторы или автомобильные диски китайского производства, которые при ударе просто рассыпаются в порошок, что чревато серьезными последствиями. Это не краевая, а общероссийская проблема, и она неоднократно обсуждалась нами с профильным министерством. Буквально на днях в Москве состоялось заседание госкомиссии по борьбе с распространением контрафактной продукции. В крае тоже работает такая комиссия под председательством губернатора.

Как помешать контрафакту? Если взять такой товар, как автомобильные запчасти, то мы ждем повышения ввозных пошлин. Это позволит создать заградительные меры для конкурентов из других стран и дать возможность развивать такое производство местным компаниям: отмечу, кстати, что красноярские предприятия – производители дисков движутся семимильными шагами. Такие же меры следует применять и для изделий легкой промышленности, и на фармацевтическом рынке.

Что касается продуктов питания, то здесь проводится большая работа на уровне федерации. Второй год в стране действует некоммерческая организация «Российская система качества», которую курирует Минпромторг РФ. Она проводит экспертизу продуктов. Разработан и знак качества: на него может претендовать только такой товар, который не просто соответствует ГОСТам, но и значительно превосходит их требования. Кстати, недавно эксперты признали очень высоким качество майонеза, который производится в красноярской компании.

В свою очередь в крае также проводится регулярная экспертиза продуктов питания с привлечением специалистов Центра стандартизации и метрологии.

Идет не только экспертиза, но и формирование собственных красноярских брендов.

К ним можно отнести продукты, которые выпущены из натурального сырья, без добавок и консервантов.

По теме алкогольных отравлений я хотел бы подчеркнуть, что помимо обязательного лицензирования производителей алкоголя и торговых организаций, торгующих спиртными напитками, с этого года в крае работает система учета ЕГАИС. С июля к ней подключены все городские розничные точки, и каждый раз, когда продавец считывает штрих-код с бутылки, происходит сверка с централизованной базой данных Росалкогольрегулирования. Чек распечатывается, только если продукция легальна. С 1 июля 2017 года требование о ЕГАИС коснется и магазинов в сельских поселениях, то есть под контролем будет вся территория страны.

Красноярский край вместе с еще пятью субъектами РФ включен в пилотный проект  взаимодействия с Росалкогольрегулированием по наведению порядка на алкогольном рынке. Полномочия нашего министерства распространяются на контроль за объектами, торгующими алкоголем.

И если 1,5 года назад, когда мы начали заниматься наведением порядка в отрасли, таких магазинов было более 6,5 тысяч, то сейчас их осталось 5424. С начала 2016 г. 757 объектов были исключены из реестра торговых точек, имеющих право на продажу спиртных напитков. Мы работаем вместе с органами полиции и местного самоуправления в рамках созданной при министерстве рабочей группы. Возбуждаем дела об административных правонарушениях, изымаем контрафакт, направляем материалы в суд.

Хочу сразу отметить, что власти ни в коем случае не препятствуют работе торгового бизнеса:

закрываются только те павильоны, которые не имеют лицензий и установлены самовольно.

Ведь в этом случае никто из покупателей не застрахован от того, чтобы ему не продали суррогатный алкоголь. По нашим данным, примерно 60% нестационарных торговых объектов продают алкоголь без лицензии: в каждом четвертом таком павильоне продается водка с поддельными марками.

Я надеюсь, что наша работа поможет навести полный порядок в продаже алкогольных напитков на территории края. А все перечисленное – заслон для опасного контрафакта во всех сегментах торговли, рост на прилавках доли качественных местных продуктов, доступность ярмарок и цен на продовольствие значительно улучшат качество жизни красноярцев.