Полноценные новости Красноярского края

Сергей Еремин: «Красноярский край построит три северных луча»

В этом году в крае запланирован большой объем дорожных работ, продолжится развитие ключевых транспортных проектов, связанное с предстоящей Универсиадой. Об особенностях нового сезона, главных дорожных объектах края и перспективах красноярского аэропорта ДЕЛА.ru поговорили с министром транспорта Сергеем Ереминым.

Сергей Еремин, министр транспорта Красноярского края

– Сергей Васильевич, стартовал новый сезон ремонта красноярских дорог. Чем он порадует, что планируется сделать в первую очередь?

– Хочу отметить, что общий объем средств на ремонт дорог края в этом году превысит 13 млрд рублей. Это то, что отпускается на финансирование всего краевого дорожного хозяйства – примерно 15 тысяч км региональных и столько же муниципальных дорог плюс около 10 км зимников и почти 1000 мостовых переходов. Понятно, что при таком масштабе нужны серьезные финансовые ресурсы.

Вся инфраструктура в первую очередь требует содержания и ремонта. Из 13 млрд только на содержание дорог – почистить, залатать, установить знаки, сделать разметку – будет потрачено около 4 млрд рублей. Значительную статью расходов составят ремонтные мероприятия.

Здесь мы видим несколько направлений.

Во-первых, предстоит отремонтировать более 300 км региональных трасс, во-вторых – свыше 200 км муниципальных дорог.

Дороги будут ремонтироваться по всему краю

На всю муниципальную программу выделено, как и в прошлом году, более 1 млрд рублей, так называемый «губернаторский миллиард». На мой взгляд, это серьезный объем, мощная социальная программа – особенно в сравнении с предыдущими периодами, когда никаких ремонтов в муниципальных образованиях вообще не проводилось: в год показатели составляли в лучшем случае 20-30 км.

Кроме того, мы продолжим заниматься стратегически важными трассами края. Я называю их «три северных луча».

Это дороги в северном направлении: Мотыгино – Широкий Лог, Канск – Абан – Богучаны и Епишино – Северо-Енисейский. Все они завязаны на активное развитие промышленности, но имеют огромное значение и для местного населения.

В Мотыгино, например, это единственная транспортная артерия. Здесь мы развиваем проект частно-государственного партнерства с Новоангарским комбинатом. В прошлом году ввели почти 40 км асфальта на участке Новоангарск – Стрелка плюс сделали обход Первомайска. В этом году запланирован ремонт еще 6,5 км.

Помимо соглашения с комбинатом, мы отремонтируем в Мотыгинском районе еще два проблемных участка длиной 5 км и 3,5 км.

На дороге Канск – Абан – Богучаны продолжится устранение гравийных разрывов.

В этом году будет заасфальтированы 7 км и приведен в порядок проблемный мост через Карабулу, который сейчас находится в аварийном состоянии.

На дороге Епишино – Северо-Енисейск, где раньше ограничивались латанием самых проблемных мест, в этом году начнутся работы в рамках планомерной программы восстановления. В 2016-м планируется «откапиталить» 13 км дороги – это гравийка со всеми необходимыми несущими параметрами.

Объект имеет особую важность, поскольку вся логистика Северо-Енисейского промрайона завязана на автомобильный транспорт. По сути, это дорога к золоту: четверть золотовалютного запаса России поставляется с красноярского Севера. Необходима помощь федерации, но пока будем справляться самостоятельно. В части проектов будут привлекаться также средства добывающих компаний по принципу частно-государственного партнерства.

Отдельный проект, более значимый уже для красноярцев, –

продолжение работ на дороге Красноярск – Железногорск.

Сейчас принимается решение о выборе следующего участка для ремонта: в сторону Железногорска либо рядом с Березовкой.

– К Универсиаде вся дорожная инфраструктура Красноярска должна значительно улучшиться. Удастся ли уложиться в сроки? Когда по-настоящему начнется строительство ключевой магистрали по ул. Волочаевской?

– Красноярск – отдельное направление работ. На Волочаевскую мы выходим в этом году. Очень много было критических высказываний о том, что сданный в эксплуатацию четвертый мост работает вполсилы. Но это изначально определялось проектом: разбить его на две большие части, сначала соединить ул. Свердловскую с левым берегом, а затем проложить трассу от моста до ул. Копылова. И вот мы вступаем во второй этап.

«Четвертый мост получит логическое завершение с окончанием строительства трассы по Волочаевской»

Проект, как и строительство моста, очень капиталоемкий, и финансировать его край будет пополам с федерацией. Сейчас завершается экспертиза документации автотрассы по ул. Волочаевской. Необходимо провести все формальные процедуры по согласованию проекта.

Но чтобы не терять времени, мы уже вышли на объект: подрядчики приступают к устройству опор под будущую эстакаду, которая ляжет над обрывом и соединит мост с Николаевкой. На это край изыскал 170 млн рублей собственных ресурсов.

Строительство всей автодороги по Волочаевской должно уложиться в два года, и

уже в октябре 2018 года жители города смогут поехать напрямую с моста до ул. Копылова.

Мост получит логическое завершение. По сути, это уже будет объект под брендом Универсиады.

Еще один целевой объект студенческих игр – развязка в Тихих Зорях рядом со строящимся ледовым комплексом. Она обеспечит прямой выезд к «Платинум-Арене».

Кроме того, в нынешнем сезоне в Красноярске предстоит значительная работа по починке дорог. В этом году город вышел из зимы, имея большие повреждения дорожного полотна. На ямочно-восстановительный ремонт из краевого бюджета выделены дополнительные деньги.

– Кризис отразился на финансировании дорожной отрасли? 13 миллиардов на решение вопроса в этом году – это много или мало?

– Не могу сказать, что кризисные явления напрямую отразились на дорогах края. Государством принята модель целевого финансирования таких работ, и наш основной источник – дорожный фонд. Объем выделяемых в 2016 году средств остался примерно тем же.

Другое дело, что мы значительную часть этих денег направляем на инвестпроекты: четвертый мост, магистраль по ул. Волочаевской. Средства могли бы пойти на субсидии муниципалитетам в ремонте местных дорог, но тогда мы не получили бы капитализации в виде новых объектов.

Конечно, без валютных и бюджетных скачков работать можно было бы более спокойно. А пока нам приходится применять, например, переходящие контракты, когда оплата выполненных компанией работ переносится на следующие годы. Это оправдано в нынешних условиях, но впоследствии потребуется вернуться к прежней схеме. Сейчас у подрядных организаций остается совсем мало источников для модернизации парка, часто им приходится брать кредиты.

Есть и другие проблемы, но говорить, что все упало в кризис, нельзя. Просто мы проживаем этот период без особого «жира». Компании продолжают покупать технику – хотя в благополучные времена это можно делать более системно.

– А достаточно ли в крае компаний, которые смогут провести ремонт на должном уровне, с помощью современной техники?

– У нас есть кому работать. Вы, вероятно, имеете в виду череду событий с уходом ГК «Илан» и «ДПМК Ачинская»? Строительный рынок очень быстро замещается, здесь чистая коммерция. На дорогах работают и государственные, и частные организации, в которые вошли бывшие работники «Илана» и «ДПМК».

Например, компания «НБС-Сибирь», которая строит дорогу в Богучанах и железногорскую трассу. Потребность в подрядчиках закрыта полностью. Очень серьезный резерв – это и семь больших госпредприятий, которые обеспечивают содержание дорог. Это наша подушка безопасности в любой ситуации.

– Сергей Васильевич, давайте перейдем к транспортным проблемам. На этой неделе прозвучало, что по новому закону о метрополитене, который сейчас готовится к принятию, красноярское метро может получить федеральное финансирование. Как вы оцениваете наши шансы?

– Вопрос сложный. Как житель Красноярска, я считаю, что метрополитен, конечно, нужен, город нуждается в новых транспортных системах. Когда население переходит за миллион, к транспортному обслуживанию требуются уже другие подходы. Однако для строительства метро нужны колоссальные средства. Такого количества свободных миллиардов нет и у федерации.

4-й мост обошелся в 14 млрд рублей, и то нам пришлось брать часть денег из федеральной казны. А на метрополитен требуются суммы в несколько раз большие. Понятно, что край со своим бюджетом никогда не сможет профинансировать строительство метро. Но и федеральный источник не безграничен.

Например, сейчас мы обсуждаем с руководством Росавиации финансирование шести северных аэропортов края. Казалось бы, что это в масштабах государства? Но этого ресурса нет, и вопрос о передаче объектов в федеральную собственность откладывается, мы вынуждены тащить их на краевых плечах.

– И в этой ситуации, когда еще и поток пассажиров в связи с кризисом уменьшился, в Емельяново строится новый терминал. Не получится ли так, что новые мощности окажутся невостребованными?

– Такого точно не будет! Небольшое снижение потока, я думаю, явление очень короткого периода. Напротив, сокращение должно подстегнуть к поиску новых решений. Буквально на этой неделе в правительстве края прошли переговоры с китайской делегацией, на которых говорилось о развитии туризма. А он невозможен без авиасообщения.

Красноярск не останется без пассажиров, и их поток будет расти. А когда появится качественный терминал, возможность оказывать услуги иного класса,

мы сможем затянуть к нам и международные, и внутренние авиакомпании.

Например, всех перевозчиков интересует утреннее время вылета: Красноярск находится в таком часовом поясе, что на утро приходится пик всех перелетов. И если старый терминал не может удовлетворить все запросы авиакомпаний, то после сдачи нового здания мы сможем вывести на рынок качественную услугу: добавить десятки утренних рейсов. Их многочисленные пассажиры не будут друг другу мешать.

Новый терминал даст очень серьезный толчок к экономическому развитию аэропорта. Это вообще прописные истины: начинать надо с качественной инфраструктуры.

– Есть ли в планах края все же построить железнодорожную ветку до Емельяново?

– Не буду говорить, что электричка до аэропорта не нужна. Аэроэкспресс – это очень удобно, и такой проект есть в планах. Но его надо еще очень серьезно проработать. Если организовать по такой ветке только пассажирское сообщение, краевой бюджет лопнет. К примеру, на пригородные перевозки электричками край тратит в год более 300 млн рублей, из казны компенсируется половина стоимости каждой поездки.

Строительство нового терминала в Емельяново началось в декабре 2015 г. и должно уложиться в 2 года Фото пресс-службы ООО «Аэропорт Емельяново»

Но если дорога будет грузопассажирской, проект получит инвестиционную привлекательность.

В принципе, нам требуется привести в аэропорт грузовые компании. Если в Емельяново появится крупный, современный и удобный пункт обслуживания грузов, строительство железнодорожных путей станет интересным с точки зрения экономики.

Конечно, это не проект 2017 года. Но после того как будет сдан новый терминал, мы начнем работу в этом направлении. Идей много: например, строительство многофункционального мультилогистического узла в районе аэропорта.

Вообще говоря, на сегодня транспортное сообщение с Емельяново у нас довольно комфортное: 4-полосная дорога на всем протяжении. Сейчас мы начали делать освещение гостевой трассы. За два года по современным стандартам будет освещена вся трасса.

– Как будет развиваться региональное авиасообщение? Черемшанка и Емельяново в свое время были единым комплексом, но сейчас у аэропортов разные владельцы…

– Черемшанка сейчас находится в федеральной собственности, но мы уже договорились, что примем ее в краевую собственность. Разделение осталось: Емельяново обслуживает магистральные маршруты, Черемшанка – порт региональный для приема малых судов, таких как Л-410 и Ан-24 и вертолетов, причем здесь есть большая ремонтная база для этих воздушных судов.

Из региональных направлений отмечу рейс в Мотыгино, куда мы начали летать на постоянной основе с прошлого года впервые со времен СССР. Только что открылись рейсы из Красноярска в Шушенское. Появились новые рейсы в Норильск, где параллельно будет развиваться модель северного хаба.

Мы хотим обеспечить северянам возможность летать по многим направлениям. Выполняются рейсы из Норильска в Игарку, которых раньше не было. Расстояние между городами всего 200 км, но норильчанам приходилось попадать в Игарку через Красноярск. Увязали Норильск со Светлогорском, увеличили число рейсов на Хатангу. И это только первые попытки усовершенствовать авиасообщение.

По внутренним перелетам работы очень много: разбираемся и с маршрутами, и с аэропортами.

Сейчас все населенные пункты Туруханского, Кежемского, Енисейского районов, Эвенкии и Таймыра обслуживаются вертолетами. С точки зрения экономики это абсурдная ситуация. Вертолет не может быть экономически привлекательным видом транспорта при сложившемся пассажиропотоке, это рабочая лошадка – но мы вынуждены пока возить людей на Ми-8.

К сожалению, у нас нет базового самолета для таких перевозок, каким был легендарный Ан-2. Ищем варианты. Например, на авиационном заводе в Новосибирске нам показывали модель самолета на базе Ан-2, но с американским двигателем. Тут, конечно, требуются решения на государственном уровне.

– Давайте вернемся на землю, к автобусным перевозкам… Сергей Васильевич, в прошлом году в крае случились несколько громких ДТП с междугородними автобусами. Удалось ли с тех пор повысить безопасность на краевых дорогах?

– Да, сразу после аварий состоялось большое количество проверок, была создана межведомственная группа. Прошли полгода шоковой терапии, когда менялись техрегламенты, условия допуска перевозчиков. На мой взгляд, принятые меры улучшили ситуацию на этом рынке.

Осенью впервые были проведены конкурсные процедуры по отбору компаний, занятых в транспортном обслуживании. С ними заключены договоры, в которых прописана мера ответственности. В автомобильных перевозках законодательное регулирование несовершенно, а принятый недавно федеральный закон очень «сырой» и требует доработки.

Я за ужесточение требований, поскольку речь идет о здоровье и жизни людей.

Нельзя допускать нелегальных перевозок на дорогах, как в тех микроавтобусах, где летом погибли люди. Они не были защищены вообще, а в рейсовых автобусах ответственность перевозчика застрахована в обязательном порядке.

Кроме того, сейчас в крае идет подготовка к запуску системы, которая будет не просто отслеживать перемещение автобусов, но и позволит контролировать загрузку транспортных средств. Все данные будут консолидироваться в управляющем центре.

К примеру, если зимой на трассе у машины заглохнет двигатель, диспетчер будет знать, сколько мест потребуется для размещения ее пассажиров в других автобусах, которые сразу направятся к месту инцидента. Планируем запустить этот информационный ресурс до конца года.

– Сергей Васильевич, мы затронули тему различных видов транспорта, но не поговорили о речном. Есть ли у правительства планы в этом направлении?

– В коммерческих перевозках, обеспечивающих северный завоз, почти ничего не изменилось по сравнению с 2015 годом, как и в пассажирских. Расписание здесь уже отработано, программа пассажирских перевозок сформирована. Скоростными судами мы обеспечены. Вопрос стоит о замене теплоходов, которые курсируют до Дудинки – это «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». Вопрос будет решаться постепенно.

Краю, конечно, нужны новые суда. И для пассажирских перевозок, и на туристические цели.

Кстати, представители китайской делегации очень интересовались круизами по Енисею и предложили построить теплоход. Мы договорились о том, что специалисты нашей судоверфи встретятся с китайскими инженерами и обговорят тонкости.

В общем, это идеи на перспективу. Будем работать, ведь нам нужен проект, который мог бы «выстрелить» для развития в крае въездного туризма.