Полноценные новости Красноярского края

Армен Аветисян: «Миллиард рублей — это стратегические инвестиции для дальнейшего развития бизнеса в регионе»

Мобильная связь – сфера стремительных перемен. Всего за два года предпочтения абонентов успели измениться кардинальным образом: все погрузились в интернет, социальные сети и мессенджеры. ДЕЛА.ru поговорили с директором филиала МТС в Красноярском крае Арменом Аветисяном о том, почему МТС отказалась зарабатывать на продаже гаджетов, но тратит миллионы на открытие новых салонов.

Армен Аветисян, директор филиала МТС в Красноярском крае

– Армен Вячеславович, недавно МТС сообщила о том, что в 2015 году вложила в развитие сетей связи в крае миллиард рублей. Я представителям многих компаний задаю каверзный вопрос: зачем тратить такие большие деньги в кризис? Можно же пережить трудные времена и без подобных расходов.

– Вложения в развитие инфраструктуры для любого оператора связи – это так называемый «гигиенический фактор», потому что сеть является той базой, на основе которой мы оказываем услуги. Это как ткань для портного, мука для пекаря. Миллиард инвестиций в 2015 году позволил МТС более чем на 25% расширить покрытие сети 4G, в результате чего доступ к ресурсам сети «четвертого поколения» сегодня имеют почти два миллиона жителей Красноярского края. При этом миллиард – это не только новое строительство, но и модернизация действующих сетей:

в 2015 году мы провели самую масштабную программу модернизации сети 3G за все время работы компании в регионе.

Эта важная часть работы, потому что большинство наших абонентов пользуются оборудованием с поддержкой 3G. Поэтому миллиард рублей — это наша стратегическая инвестиция для дальнейшего развития бизнеса в регионе.

– Модернизация, создание резервных каналов – это понятно. Но зачем строить новые базовые станции, если ваша сеть уже существует и работает без сбоев?

– Сеть растет вслед за ростом и развитием потребностей абонентов. Сегодня в России связь работает по трем стандартам – 2G, 3G и 4G. Стандарт GSM (2G) обеспечивает только голосовую связь для абонентов с простыми кнопочными телефонами. Сети 3G предназначены для голоса и интернета, а 4G – только для высокоскоростного мобильного интернета на смартфонах, планшетах и модемах.

Увеличение количества пользователей мобильного интернета и многократный рост продаж смартфонов в Красноярском крае привели к тому, что нагрузка на сеть 3G начала расти быстрее, чем сами сети. Скорость жизни увеличивается, виртуальные офисы, онлайн-конференции, интернет-магазины, мобильные платежи – это наше настоящее, и все эти сервисы основаны на интернете.

Продажи смартфонов за последние годы выросли в несколько раз

Только запустив сеть 4G, мы сразу же увидели увидели, что трафик активно перетекает в этот сегмент – у населения есть потребность в высоких скоростях мобильного интернета и есть на руках девайсы для сетей 4G. Стало очевидно:

чтобы поймать волну спроса, высокоскоростные сети 4-го поколения нужно строить активно и быстро, а это миллиарды рублей.

– Спрос на 4G оправдывает ожидания?

– Более чем. Только за прошедший год количество пользователей 4G в нашем крае удвоилось. Потребление трафика растет еще более высокими темпами: в среднем ежемесячно в полтора раза. Поэтому бОльшая часть наших инвестиций идет именно в 4G, включая транспортную сеть и оптоволокно, а остальной объем вложений распределяется между сетями 2G и 3G.

И именно для того, чтобы дополнительно загрузить наши сети, мы стимулируем абонентов обновлять свои смартфоны и планшеты в пользу аппаратов с поддержкой 4G.

Год назад мы практически на треть снизили цены на большинство моделей смартфонов в нашей рознице. В итоге продажи в прошлом году выросли в 5,5 раза по сравнению с показателями 2014 года. Сегодня каждый пятый абонент МТС в крае пользуется именно смартфоном с поддержкой сети четвертого поколения.

Как приятный бонус, увеличение количества 4G-смартфонов у наших абонентов позитивно влияет на качество голосовых вызовов. Казалось бы, где связь? А все просто – благодаря росту популярности 4G уменьшилась нагрузка на сети 3G, а значит, увеличилась их пропускная способность и качество голосовой связи. Мы ежедневно мониторим качество наших услуг, причем как при помощи специальных приборов и программ, так и, что называется, вручную. Так вот,

за последний год процент успешных соединений вырос более чем на 15%,

да и показатели других технических параметров, влияющих на качество связи, значительно улучшились.

На мой взгляд, именно ставка на развитие сетей позволяет МТС удерживать лидерские позиции на рынке связи края. А упор на LTE позволяет кое-где даже конкурировать с операторами проводного интернета. Скорость передачи данных в сети 4G МТС сейчас настолько комфортна, что многие абоненты просто перестали пользоваться домашним интернетом и предпочитают «раздавать» интернет со смартфона или USB-модема.

– Не боитесь тратить миллионы рублей на развитие сетей 4G, когда завтра им на смену придет 5G?

– Для России в ближайшие годы целесообразно развитие именно сегмента 4G, учитывая, что абонентских устройств, работающих в стандарте 5G, в мире пока вообще не существует.

Перспективы у передачи данных огромны. Мобильный интернет и сервисы на его основе являются драйверами для многих отраслей.

Контрагенты присылают уведомления не по SMS, а через WhatsApp, оплату услуг ЖКХ мы осуществляем в личном интернет-кабинете, вышли мобильные приложения для портала госуслуг, онлайн-банкинг теперь в порядке вещей. Похожая ситуация и в b2bсегменте, в котором «интернет вещей» в ближайшие годы будет локомотивом роста рынка корпоративной связи.

Большая часть инвестиций МТС направляется в сети нового поколения

– Входит ли в трехлетнее соглашение о социально-экономическом сотрудничестве МТС с правительством региона строительство самой северной в мире сети 4G в Норильске и Дудинке?

– Да, вложения в развитие сетей четвертого поколения в Заполярье входят в общую сумму инвестиций. Надеюсь, что благодаря реализации этого проекта население Норильска и Дудинки получит возможность пользоваться услугами передачи данных, как «на материке».

– Какова окупаемость такого проекта?

– Здесь глубокая экономика. В Норильске сегодня самая большая доля смартфонов у населения среди городов Сибири. Сегодня более 75 процентов абонентов в городе владеют «умными» телефонами и периодически пользуются мобильным интернетом. То есть, по сути, запуск сети четвертого поколения позволит нам сразу же загрузить эти сети, что ускорит срок окупаемости проекта.

– Понятно, что при планировании инвестиций оператор связи руководствуется, в первую очередь, финансовыми показателями. Но как же социальная составляющая? Ведь связь нужна везде вне зависимости от сроков окупаемости.

– Здесь нет никакого диссонанса. Мы ведь не временщики, работаем «вдолгую» и осознаем свою ответственность перед жителями края, поэтому считаем важным развивать связь на всей территории региона в зависимости от потребностей населения.

Так, в рамках реализации соглашения с правительством Красноярского края в 2015 году связь МТС появилась в 22 населенных пунктах, в том числе удаленных поселках и деревнях на севере и юге региона. Другое дело, когда усилиями одного лишь оператора некоторые точки на карте обеспечить связью нет возможности в принципе. Ведь, схематично говоря, что такое связь: есть коммутатор и ты строишь две базовые станции в точках А и Б, подключаешь их к электроподстанции, а потом между ними тянешь оптоволоконный кабель, а то и радиорелейную линию связи. Так что на тех территориях, где нет базовой инфраструктуры: энергоисточников и возможностей для организации каналов передачи данных, операторы связи работать не смогут. Но простым людям нужна связь, а значит, нужно развивать партнерские проекты с участием всех заинтересованных сторон – и администраций, и энергетиков, и операторов.

– Как реагирует на перемены уже сегодня красноярский рынок мобильных услуг? Что вообще происходит с компаниями, каковы тенденции развития связи? В прошлом году в Красноярске появился новый оператор, Tele2…

– Я бы не сказал, что приход Tele2 оказал на рынок края существенное влияние, тем более, что для абонентов это, по сути, был ребрендинг уже существующего оператора. Да и не верю я в стратегию операторов, которые делают упор на низкие цены. Сегодня цены на связь у всех операторов достаточно низкие и стремятся вниз. Тогда откуда при демпинге у дискаунтеров средства для развития своих сетей и достаточно ли этих денег для удовлетворения потребностей абонентов? Непонятно.

Сегодня в борьбе за абонента на первый план выходит качество связи, комфорт пользования услугами и уровень сервиса.

Это отправная точка для стратегии МТС – мы активно развиваем собственную розничную сеть, ведь только так мы сможем обеспечить лучший сервис для абонентов. Благодаря увеличению количества офисов продаж МТС сегодня жители края могут недалеко от дома получить консультацию, приобрести на выгодных условиях гаджет или аксессуар, оформить вклад, сделать денежный перевод и даже купить билет на поезд или самолет. Такой широкий спектр предоставляемых услуг делает салон нашей компании незаменимым помощником для абонента в решении его повседневных задач, и это тоже часть нашей стратегии.

Плюс выгодные условия на гаджеты позволяют сформировать хороший трафик в наших салонах. Благодаря этому наши продажи сейчас находятся на докризисном уровне, и с этой точки зрения МТС в Красноярском крае чувствует себя очень уверенно.

Объемы продаж МТС в крае сохраняются вопреки кризису

– МТС активно развивает сети передачи данных. Почему компания не сделает интернет-трафик безлимитным, чтобы окончательно «положить на лопатки» всех коллег по рынку?

– Мы не делаем трафик неограниченным для всех абонентов по нескольким причинам.

Во-первых, сети связи имеют определенную емкость. Безлимит приведет к перегрузке каналов и значительному снижению скорости мобильного интернета для всех других пользователей.

Во-вторых, наша экспертиза показала, что неограниченный трафик нужен только 1% абонентов – тем, кто «качает» больше 30 Гбайт в месяц. Остальные потребители укладываются в предлагаемые действующими тарифами рамки.

Но это не значит, что мы совсем отказались от идеи безлимита. Для нас важно, чтобы это предложение было действительно актуальным и полезным для абонентов. Например, проанализировав потребности молодежи, мы запустили тариф Smart Nonstop с безлимитным трафиком в ночное время. Кроме того, мы сделали бесплатным и неограниченным трафик в социальных сетях для пользователей линейки тарифов Smart и ULTRA. А на социальные сети, между прочим, приходится четверть от общего объема трафика абонентов МТС.

– Вы руководите филиалом МТС в Красноярском крае уже более двух лет. Что считаете своим главным достижением за время работы в регионе?

– Мне удалось серьезно поднять уровень вовлеченности сотрудников. Это такой HR-термин, который говорит о пассионарном отношении персонала к компании, к своим обязанностям. Как результат нам удалось прийти к бОльшей самостоятельности специалистов филиала в принятии решений, к росту их ответственности, что мне особенно импонирует. И, конечно же, среди достижений не могу не отметить увеличение абонентской базы и рост показателей качества связи до исторических максимумов.

– Помню, вы рассказывали, что, приехав в Красноярский край на новую должность, даже успели поторговать в салоне.

– Да, и не единожды повторил этот опыт. Сейчас я регулярно объезжаю офисы продаж для того, чтобы держать руку на пульсе и оперативно вносить необходимые коррективы. Часто общаюсь с посетителями нашей розничной сети о качестве связи и сервисов, потому что я верю их обратной связи больше, чем любой другой. Иногда сотрудники технического блока за это на меня немного обижаются.

– На чем МТС сфокусируется в этом году?

– Мы продолжим бороться с цифровым неравенством, расширять покрытие сетей, обеспечивать жителей Красноярского края качественными сервисами связи и развивать розницу. И в этой работе главным мотивирующим фактором является то, что мы качественно меняем повседневную жизнь людей. Посудите сами: сегодня интернет предоставляет человеку практически безграничные возможности для общения, организации своего досуга, бизнеса, обучения и решения повседневных задач. Наличие в населенном пункте мобильного доступа к ресурсам глобальной сети – это практически гарантия роста уровня жизни населения.

Кроме того, мы продолжим развивать портфель инновационных телеком-сервисов для коммерческих структур региона. Мы построили качественные и инновационные сети, настала очередь активнее заниматься их наполнением.

«Развивая мобильную связь, мы качественно меняем повседневную жизнь людей»

Здесь много точек роста бизнеса для оператора связи:

сегодня мы готовы предложить компаниям региона около 50 дополнительных сервисов на основе мобильного интернета,

многие из которых позволяют предприятиям региона снижать издержки сразу в нескольких направлениях.

Например, интеграционные решения МТС помогают сделать гибкой и прозрачной ИТ-инфраструктуру, а также создать единое корпоративное пространство для работы сотрудников организации. На мой взгляд, использование дополнительных телеком-сервисов — это один из немногих инструментов безболезненной оптимизации бизнес-процессов компании в текущих экономических реалиях.