Полноценные новости Красноярского края

Наталья Потапова: «Мы находимся с клиентами в одной лодке»

По признанию многих предпринимателей, больше всего они нуждаются в двух вещах: деньгах и времени. Банки, способные предоставить оба этих ресурса, могут не опасаться за свою конкурентоспособность. О том, каковы тренды сегодняшнего рынка банковских услуг – как новые финансовые сервисы экономят время клиентов и на какие проекты переориентировался красноярский бизнес в условиях кризиса, – ДЕЛА.ru поговорили с Натальей Потаповой, заместителем управляющего Красноярским отделением Сбербанка.

Наталья Потапова, заместитель управляющего Красноярским отделением Сбербанка.

– Наталья Викторовна, каковы на сегодня настроения на финансовом рынке Красноярска и у предпринимателей – клиентов банка? Насколько пессимистичны ожидания бизнеса?

– Конечно, если на рынке нет стабильности, то и все его участники чувствуют себя так же. Это заметно и по состоянию дел у наших заемщиков, и по обратной связи от клиентов, и по данным мониторинга и финансовой отчетности, которую они предоставляют в банк. Конечно, спад деловой активности наблюдается, а кроме того, бизнес стал очень осторожен в сфере развития инвестиционных проектов и кредитования. Предприниматели более взвешенно принимают решения о кредитах, понимая, что это подразумевает очень большую ответственность. Надо отдать должное: финансовая грамотность клиентов растет, все научились считать деньги.

Но при этом я не могу сказать, что состояние дел критичное.

Есть отрасли, в которых ситуация стабильна, и есть такие, которые еще не почувствовали влияние кризиса. Сложно на фоне падения выручки тем, кто живет только на заемные средства, но компании, проводившие взвешенную политику и создавшие себе подушку безопасности, не испытывают больших трудностей.

– В каких сферах ситуация лучше?

– Активно развивается и хорошо себя чувствует сельское хозяйство. Многие компании даже размещают у нас депозиты. В агробизнесе сегодня предоставляют очень хорошие субсидии, компенсируется чуть ли не 100% кредитной ставки. Субсидируются и лизинг, и ставка по кредитам на инвестиционные цели и оборотный капитал. Если заниматься сельхозпроизводством серьезно и грамотно, можно достигнуть неплохих результатов.

Неплохая ситуация и в ретейле. Падение продаж в премиум-сегменте здесь компенсируется их ростом в низкодоходном сегменте, с открытием дискаунтеров. Хорошо живут и предприятия оборонного сектора.

При этом в сложном положении оказались автодилеры по всей России. Чувствуется спад и в строительной отрасли. Но хочу отметить, что, несмотря на непростые времена, в красноярском малом и среднем бизнесе не наблюдается упаднических настроений: предприниматели ищут новые ниши, интересные идеи, они намерены выжить и активно работают над развитием новых направлений. Тот костяк компаний, который сформировался в достаточно благоприятной экономической ситуации, не уходит с рынка.

Мы искренне восхищаемся их отвагой и в сложившихся условиях проявляем особое внимание к этой категории клиентов, чтобы бизнес любого масштаба мог чувствовать себя уверенно.

– Сказались ли новые условия на предоставлении кредитов малому бизнесу и какие продукты Сбербанка наиболее востребованы сейчас?

– Мы никогда не прекращали кредитовать предпринимателей. За прошлый, 2015-й, год на территории Красноярского края

банк выдал субъектам малого бизнеса кредиты на сумму более 2,9 млрд рублей.

Кроме того, в рамках сотрудничества с корпорацией МСП было выдано 42 гарантии на сумму 64,45 млн рублей.

Наиболее востребованными являлись в минувшем году кредиты «Бизнес-оборот», «Бизнес-инвест» и «Бизнес-недвижимость»: по ним финансирование составило 1,3 млрд руб.

Еще один продукт пользуется особым спросом: это контрактное кредитование коммерческих структур в рамках госзаказов, предусматривающее выделение денег под заключение контракта с госпредприятиями. Этот займ имеет два основных преимущества: он не требует дополнительного залогового обеспечения, с которым у малого бизнеса всегда проблемы, – достаточно имущественных прав по контракту. И кроме того, он предполагает стабильный денежный поток. По бюджетным контрактам расчет происходит всегда вовремя, и можно будет как погасить кредит, так и забрать себе маржу.

Кроме того, очень популярен наш продукт «Бизнес-гарантия», который снижает риски невыполнения обязательств. Мы выдаем гарантии всего за 4–5 дней.

– Каким, вы считаете, вообще должно быть участие государства в отношениях бизнеса и банков?

– Привлечение государственного капитала является одной из примет времени. Мы очень активно работаем с краевой властью: на КЭФ, например, Сбербанк подписал соглашение о проектном офисе. При правительстве будет создана рабочая группа для продвижения государственно-частного партнерства – отношений, в которых участвуют бизнес, государство и банки.

Создание проектного офиса означает, что мы как эксперты будем разрабатывать инструкции, которые позволят от слов перейти к делу.

Новые инвестиционные проекты – это развитие экономики, ВВП и рабочие места. Если бы государство активно двигалось в эту сторону, оно получило бы большой отклик не только от бизнес-элиты, но и от малого бизнеса.

Я уверена, что сегодня государство вообще должно поддержать коммерческую активность, помогать предпринимателям с помощью различных инструментов – это не только ГЧП, но и госгарантии, субсидии, налоговые преимущества.

Крупный бизнес, образно говоря, – это скелет экономики. А малый – мышечная масса.

И только наращивая ее, можно построить сильную, стабильную экономику, в которой мы сейчас как никогда нуждаемся.

Правда, для этого всем еще нужно очень много поработать. В России вклад малых и средних предприятий в общую копилку ВВП составляет порядка 20–22%. В странах с развитой рыночной экономикой их доля достигает 50%, в Китае – более 60... Нужно двигаться в этом направлении.

При этом важен не только количественный показатель, но и качественный. Сейчас пока основное направление предпринимательской деятельности – торговля, в ней занято более 50% представителей малого бизнеса. Она тоже должна расти, но мы рассчитываем, что опережающими темпами будет развиваться малый бизнес в производственной сфере и инновационных секторах. Вся мировая практика доказывает нам, что именно инновационный бизнес дает наилучшие результаты. И Сбербанк готов способствовать продвижению новых инновационных технологий и разработок, которые предлагает малый бизнес.

– Использует ли сам Сбербанк новые технологии в своей работе? Каковы современные тренды на рынке оказания финансовых услуг?

– Главная стратегия нашего банка сегодня – это развитие удаленных каналов обслуживания.

Клиенты теперь ценят время, им важны не только безопасность, но и скорость, и удобство расчетов.

Герман Греф поставил задачу IT-службе банка о создании новой платформы мирового уровня. Мы семимильными шагами идем «в цифру» и уже сегодня предлагаем большинство операций онлайн.

Например, очень востребована в Сбербанке услуга удаленного резервирования счета.

В относительно недавнем прошлом для открытия счета, проведения платежей, получения или внесения наличных на расчетный счет, заключения договора на новую услугу клиенту обязательно нужно было приходить в офис, подписывать многостраничные договоры.

Что мы видим сейчас? Сегодня, чтобы получить номер расчетного счета, достаточно на несколько минут зайти на сайт банка. Банковский сервис присваивает и сообщает клиенту номер расчетного счета сразу после заполнения электронных анкет. Этот номер в дальнейшем может быть передан контрагентам для проведения расчетных операций.

Естественно, в этом случае требования законодательства никто не отменяет, и в банк нужно будет принести установленный пакет документов для завершения оформления. Но общее время, затраченное на получение номера расчетного счета, сократилось с нескольких часов до нескольких минут.

Корпоративные клиенты Красноярского отделения в течение 2015 г. зарезервировали более 6 тысяч счетов с помощью услуги онлайн-резервирования. За год количество новых клиентов, которые воспользовались услугой, увеличилось в 5,4 раза. Услуга наиболее популярна среди клиентов микро- и малого бизнеса: более 98% счетов зарезервировано именно клиентами данного сегмента.

– А каковы перспективы полного перехода на электронный документооборот?

– Сбербанк предлагает постепенно отказаться от бумажного документооборота. Сейчас система электронного документооборота E-Invoicing уже позволяет обмениваться с партнерами счет-фактурами, накладными, актами выполненных работ, договорами в электронном виде, без последующего предоставления документов на бумажных носителях. Юридическая значимость таких документов подтверждается усиленной электронной подписью.

Таким образом можно избавиться от вороха бумаг.

Кстати, Сбербанк и сам уже является полноценным участником электронного документооборота. Наши клиенты ежедневно обращаются в офисы банка за получением, например, счетов-фактур за услуги, а менеджеры по работе с корпоративными клиентами принимают сотни страниц бухгалтерских отчетов и прочих документов, необходимых для рассмотрения заявок на выдачу кредитов.

Сегодня 6 тысяч клиентов Красноярского отделения, или 30%, уже подключены к Е-инвойсингу. Более половины из них регулярно получают счета-фактуры за услуги банка в электронном виде.

– Кроме онлайн-резервирования счета и обмена документами в электронном виде, какие еще современные e-сервисы предлагает Сбербанк?

– Еще один признак нашего времени – управление денежными средствами, размещенными на счете, дистанционно, без визита в банк. Благодаря приложению «Сбербанк Бизнес Онлайн», которое можно установить на смартфон, «расчетный счет в кармане» — это реальность нашего времени. Онлайн-платежи сегодня могут проводиться до 23 часов, все 7 дней в неделю, причем в ближайшее время сервис планируется перевести в режим 24х7, в том числе для «зарплатных» проектов.

Одним из самых востребованных сервисов прошлого года стала услуга приема выручки через устройства самообслуживания.

Сегодня она доступна красноярским бизнесменам практически в любой точке на территории от Новосибирской области до Республики Тыва, а вскоре будет распространена на всей территории России. Сдача выручки происходит без оформления дополнительных платежных документов, в любой день недели независимо от праздников и выходных. Денежные средства зачисляются в режиме оnline и отображаются на расчетном счете в течение 3–5 минут с момента сдачи.

К услуге приема денежной наличности через устройства самообслуживания подключилось более 17,5 тысяч клиентов, работающих на территории Красноярского края.

Еще одну новую услугу мы презентовали на КЭФ – это бизнес-планшет Samsung, который будет выдаваться при заказе одного из тарифных планов. Он позволяет сосредоточить в одном гаджете все необходимые предпринимателю возможности: прием платежей с помощью банковских карт, печать чека, расчеты с контрагентами, уплату налогов, управление средствами и многое другое. Надеемся, что микробизнес это оценит.

Популярный банковский продукт — и корпоративная карта Visa Business и MasterCard Business, с помощью которой можно пополнить расчетный счет и получить наличные в удобном для клиента месте, без привязки к конкретному офису банка, а также безналично оплачивать товары и услуги. Карты выпускаются Сбербанком на имя уполномоченных сотрудников компании.

Бизнес молодеет, и мы понимаем, что главную роль начинает играть поколение, выросшее уже при электронных технологиях.

Благодаря нашей IT-службе мы внимательно следим за тенденциями и стараемся предлагать нашим клиентам самые современные сервисы. У нас большие планы в этом направлении, например, в банке сейчас разрабатывается программа искусственного интеллекта по андеррайтингу – оценке кредитных рисков. Это должно значительно сократить сроки рассмотрения заявок на кредит.

– Выросла ли в связи с кризисом у Сбербанка доля проблемной задолженности? Насколько банк «жесток» к своим бизнес-клиентам, вовремя не погасившим кредит?

– Просроченная задолженность есть, пусть и небольшая, около 2,6%. Клиенты малого бизнеса, случается, не выдерживают графиков погашения займов, но ни у Сбербанка, ни у других банков нет намерения похоронить бизнес. Наша задача – вернуть средства, и, прежде чем выдать кредит, мы очень тщательно оцениваем все риски. Иногда это вызывает определенный негатив, однако качество кредитного портфеля является одним из приоритетов банка.

Мы тщательно разбираем и каждый случай, когда клиент выходит на просрочку. У банка есть разные возможности исправить ситуацию: это и реструктуризация на срок до 10 лет, и перенос графиков погашения кредита, и мировые соглашения даже на стадии судебных разбирательств, и помощь в реализации объектов недвижимости. Специальное подразделение по работе с проблемными активами взаимодействует как с корпоративными, так и с розничными клиентами, и на дефолт мы соглашаемся в крайнем случае, если заемщик совсем не лоялен и категорически не идет на контакт с банком.

Наша миссия – помочь бизнесу, если он споткнулся, подняться и идти дальше.

– Наталья Викторовна, каков ваш личный прогноз ситуации в экономике?

– Лично я согласна с теми экспертами, которые говорят, что ситуация с низкими ценами на нефть продлится как минимум три года. И это тот срок, за который нам надо научиться использовать свои возможности. В зоне некомфорта, в которую мы погружаемся, мозг начинает работать интенсивнее, и, я думаю, это то время, когда может возродиться новое поколение предпринимателей, которое будет рисковать и осваивать новые ниши.

Все зависит от команды, от бизнес-среды, которая сформировалась в регионе.

У нас в крае она довольно широка и обладает высокими компетенциями: возможно, потому, что тон задают большие федеральные компании. И деловая активность, и зарплаты в крае выше, чем в других регионах. Наш основной продуктовый ретейл – местный, общепит не уступает федеральному, много другого достойного бизнеса. Банковская активность у нас тоже высока по сравнению с другими регионами: на территории края действуют свыше 68 банков. Это больше, чем в прочих субъектах, и создает приличную конкуренцию.

– Насколько сегодня привлекательны услуги Сбербанка для клиентов? Какова их доля на красноярском рынке?

– По кредитным операциям у нас обслуживается около 40% клиентов, по привлеченным средствам – около 30%, по расчетно-кассовому обслуживанию наша доля рынка – примерно 80%. Конечно, наше преимущество – разветвленная сеть: мы присутствуем во всех регионах края. Кроме того, Сбербанк старается выводить на рынок продукты, которые востребованы именно в текущей экономической ситуации, и всегда изучает обратную реакцию аудитории.

Отмечу, что по результатам работы в корпоративном секторе в 2015 году Восточно-Сибирский банк занял второе место в России

– во многом за счет работы банка именно в Красноярском крае. Красноярское отделение, как и банк в целом, сегодня делает акцент на выстраивание долгосрочных и доверительных отношений со своими клиентами. Мы находимся с ними в одной лодке и готовы вместе переживать трудные времена. И, подчеркну, нам очень важно установление диалога в поиске новых возможностей, которые всегда открываются в сложных условиях.