Полноценные новости Красноярского края

Александр Холоднов: «Цель новых градостроительных стратегий – повышение качества жизни людей»

Современный запрос на качество городской среды меняет облик промышленных городов во всем мире. Тенденция затрагивает и индустриальные центры Красноярского края. О том, как может меняться город, выстроенный вокруг крупных промышленных предприятий, этапах и особенностях создания комфортной городской среды рассказал Александр Холоднов – заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института территориального планирования «Урбаника», который в числе других проектов занимается разработкой новой градостроительной стратегии Ачинска.

Александр Холоднов, заместитель генерального директора института территориального планирования «Урбаника», Санкт-Петербург

– Александр Сергеевич, в чем состоят предпосылки создания новой градостроительной концепции городов Красноярского края?

– На примере Ачинска, стратегией развития которого наш институт занимается сейчас, мы говорим о новом облике промышленных городов в целом. Их современное состояние не соответствует экономическому потенциалу территории. В результате налицо такой факт: все подобные города теряют население. Чтобы препятствовать этому, принимается достаточно много мер. Разработка новой стратегии градостроительства – одна из них. Отмечу, что в условиях злободневной экономической ситуации город должен иметь какие-то возможности для развития.

Что касается Красноярского края, то для меня это регион, с которого, по сути, началась моя профессиональная деятельность. 10 лет назад в институте «Урбанистика» я занимался схемой территориального планирования края. Считаю, что градостроительная деятельность и стратегическое планирование должны идти рука об руку.

– С какой целью вообще разрабатываются градостроительные стратегии?

– Цель очевидна: повышение качества жизни людей. Если говорить в более прикладном аспекте, то требуется переходить от программных лозунгов к конкретным делам,

которые понятны людям и влияют на изменение среды их проживания.

В целом тема стратегического развития промышленных городов и моногородов не нова: она обсуждалась еще лет 5-6 назад.

– А в чем особенности Ачинска, над проектом которого «Урбаника» работает сейчас?

– На взгляд со стороны, его специфика состоит в том, что город развивался рывками. Когда-то эпохальным событием для Ачинска стала прокладка Транссиба, затем, в 50-е годы прошлого века, – строительство глиноземного комбината, а в 80-е – нефтеперерабатывающего завода.

В итоге городское пространство сложилось таким образом: старый центр, окруженный зоной индивидуального жилищного строительства, и микрорайоны, построенные предприятиями. Ачинск в результате оказался разорван на части. Я думаю, в том числе и по этой причине к разработке градостроительной стратегии города компания РУСАЛ, которая озаботилась тем, как создать для своих сотрудников более комфортные условия проживания, пригласила наш институт как независимого эксперта в области территориального планирования.

«Такие понятия, как дружелюбные городская среда и общественные пространства, уже перестали быть столичным веянием – они все чаще становятся привычной практикой в массовом сознании. У сибирских городов, построенных в советское время, существует одна общая проблема: они поделены на промышленную зону и спальные районы. Но сегодня у людей появился новый запрос на качество жизни и возможности развития, и ответ на него заключен в потенциале этих городов». Дмитрий Буевич, гендиректор медиагруппы «Прима», модератор дискуссии, посвященной новому облику промышленных городов.

Кстати, нашей работе предшествовала серьезная оценка городской территории – чтобы получить комплексное представление и о городе, и о конкретных общественных пространствах. В основные положения нашей стратегии в итоге легла целостная трехуровневая структура.

– О каких уровнях идет речь?

– Прежде всего, мы формируем приоритеты пространственного развития и изменений в масштабе всего города, подразумевая каждый его квартал и микрорайон. Затем опускаемся на уровень отдельного микрорайона или улицы, «упаковывая» стратегические решения в перечень конкретных мероприятий. И, наконец, выходим на уровень человека, визуализируя перечисленные решения.

То есть стратегия действует одновременно в трех измерениях.

– Системный подход.

– Да, мы создаем систему общественных пространств. Разработчики следовали логике взаимосвязанной системы, чтобы человек, который живет в городе, мог, перемещаясь из одной точки в другую, увидеть и почувствовать изменения в непрерывном пространстве, а не наблюдать отдельные островки благополучия. В Ачинске преобразования затронут ключевые, значимые городские территории: их выбрано семь.

– Если конкретизировать: какие именно преобразования нужны промышленному городу? С чего нужно начинать?

– В изменении общественных пространств существует своя логика.

Начинать следует с проектов «быстрых побед» – это простые мероприятия,

такие как новая разметка дорог, устройство пешеходных переходов, установка лавочек, фонарей. То, что ни у кого не вызывает нареканий, стоит недорого и делается быстро. Когда эффект этих перемен будет исчерпан, можно переходить к более сложным с точки зрения согласования объектам – с вовлечением среднего бизнеса. В рамках таких девелоперских проектов можно благоустраивать прилегающую к бизнес-точкам территорию, улицы, менять облик фасадов зданий. Это не будет ничего стоить бюджету. Но для этого требуется убедить предпринимателей принять участие в преобразованиях.

И, наконец, затем уже можно говорить о более серьезных проектах, например, о реконструкции крупных культурных и спортивных учреждений. Словом, следовать от простого к сложному.

– Вы упомянули о семи территориях Ачинска, которые затронет стратегия. Какие именно районы имеются в виду?

– Во-первых, это центральная улица Кравченко. Важно, чтобы это место было интересно не только бизнесу. Далее, площадь перед Дворцом культуры – сегодня она представляет собой огромное пространство, которое заполняется людьми только в праздники. Но его можно использовать и в обычные дни, если завести сюда различные виды активности: создать места для прогулок, детские площадки, условия для досуга, проводить ярмарки… Когда площадь станет проходимой, можно зазвать сюда предпринимателей, ретейл и общепит.

Городские пространства должны стать точками притяжения

Подобным образом можно реконструировать и центральный парк Победы, который сейчас является просто транзитной зоной: создать там новые точки притяжения, достроить молодежный центр.

Отдельная история – исторические кварталы, уникальное лицо Ачинска.

В эту территорию надо вдохнуть новую жизнь: развивать здесь жилую застройку, но по хорошо проработанным проектам, с соблюдением высотного регламента и плотности. Район должен выглядеть центром, а не спальным кварталом.

Но и спальные районы – тоже важные объекты градостроительной стратегии. Здесь живет основная часть населения Ачинска, и начинать переустройство на месте следует опять же с простых вещей – детских и спортивных площадок, а затем переходить к инфраструктурным проектам.

Кстати, вопрос развития типовых микрорайонов особенно актуален с точки зрения вовлечения в них простых жителей. Все планировочные мероприятия должны проводиться с участием общественности, проекты – «проговариваться» с людьми,

и выбор приоритетов также должны осуществлять жители, а не власти.

Надо сказать, что активное участие в разработке нашей стратегии приняли сами горожане, участники грантовых конкурсов компании РУСАЛ, школы городских изменений «Город будущего», местная общественность.

«В каждом из городов присутствия компании на предприятиях работают наши сотрудники – очень важно, чтобы они имели возможности для качественного досуга, чтобы их дети в свободное от учебы время занимались творчеством, спортом, дополнительным образованием. Наша работа направлена на то, чтобы создать такие условия не только для работников РУСАЛа, но и для всех. Градостроительные стратегии – это следующий этап развития программы «Территория РУСАЛа». Уже сейчас программа, которая в компании реализуется с 2010 года, дает мультипликативный эффект: формируются инициативные группы людей, заинтересованные в том, чтобы изменить жизнь в своем городе. С помощью нашей благотворительной программы на принципах софинансирования построены уже около 100 объектов, меняющих качество жизни людей». Рустам Закиев, директор департамента коммуникационных и социальных проектов РУСАЛа

– Как вообще должен выглядеть процесс согласования проекта?

– На первом этапе создания градостроительной стратегии происходит выработка решений: мы создаем некий образ желаемого будущего.

Далее, на втором этапе, решения должны быть детализированы и оформлены. Там, где необходимо, требуется внести изменения в градостроительную документацию. Оформление подразумевает также, к примеру, регламентацию внешнего облика фасадов – это должна быть проработанная архитектурно-художественная концепция.

Следующие шаги – выделение конкретных проектов, их оформление и широкое общественное обсуждение, работа с инициативными группами. Тогда уже можно говорить о привлечении конкретного софинансирования.

– На каком этапе находится ачинская стратегия?

– Ачинский проект сейчас находится в стадии обсуждения. Вскоре начнется работа по детальной проработке будущих изменений.

Хочу подчеркнуть, что созданная нами стратегия – это пилотный проект. Это только первый шаг!

В принципе, мы планируем разработать подобные стратегии для других городов, в том числе входящих в «Территорию РУСАЛа».

СПРАВКА Разработка градостроительной стратегии Ачинска – одного из индустриальных центров Красноярского края – началась осенью 2015 г. по инициативе компании РУСАЛ. Проект был поддержан администрацией города и разработан с участием экспертного института территориального планирования «Урбаника» из Санкт-Петербурга. Изменение качества жизни промышленных центров, облика городов края стало темой обсуждения на круглом столе «Новый облик городов Красноярского края», который состоялся в рамках недавнего V архитектурно-строительного форума Сибири.