новость

Отмена льгот скорректировала планы Ванкора по добыче

Ванкорское месторождение лишилось налоговых льгот: с 1 мая 2011 г. экспортируемая оттуда нефть будет облагаться по полной налоговой ставке.

Льготы Ванкору отменят с мая
Льготы Ванкору отменят с мая, но могут и вернуть обратно

Такое решение российского Минфина было вызвано тем, что Ванкор, по мнению чиновников, уже достиг уровня рентабельности, при котором сохранение нулевой экспортной пошлины на сырую нефть не является необходимым условием для продолжения разработки.

Сейчас рентабельность месторождения превысила 20% при норме для нефтяной отрасли в 15-17%. Нулевая экспортная пошлина действовала на месторождении с января по июнь 2010 г., затем была заменена пониженной ставкой.

Решение об «обнулении» ставки для нефтяных месторождений Восточной Сибири было принято российским правительством в 2009 г. Тогда в список «льготников» попали 22 месторождения, Ванкорское в том числе. Полгода спустя для расчета размера пошли­ны стала применяться формула, учитывающая стоимость нефти на мировых рынках.

В прошлом году Минфин предложил постепенно отменять льготы для ряда месторож­дений: в 2011 г. — для Ванкорского, в следующие два года — для Верхнечонского и Талаканского. Аргументы — достаточно высокий уровень мировых цен на нефть, высо­кая рентабельность месторождений и «выпадение доходов» из-за применения льгот — по оценкам Минфина, в 120 млрд руб. ежегодно.

Однако месторождение вряд ли сможет без льгот выйти на плановую добычу в 25 млн т нефти к 2013 г. (см. подр.«Борьба за льготные пошлины для Ванкорского месторождения продолжается» ). По мнению Роснефти, капитальные вложения в проект настолько велики, что без особого налогового режима он не может быть рентабельным. К тому же в последнее время стоимость освоения Ванкорского месторождения была пересчитана, и, по новым данным, проект подорожал с 754 млрд руб. до почти до 1 трлн.

Таким образом, при отмене налоговых льгот для Ванкора у компании остается только один выход: пересмотреть производственные планы добычи нефти — естественно, в сторону их снижения. Что абсолютно понятно и оправданно, ведь, по некоторым оценкам, из-за отмены льгот только в этом году Роснефть потеряет 2 млрд долларов, а в следующем — 3,5 млрд.

Однако потери ощутит не только компания. Отмена льгот ударит и по бюджету Красноярского края. Минувшей осенью, представляя бюджет на 2011 г., председатель краевого правительства Эдхам Акбулатов оценил возможное выпадение доходов в 10,5 млрд руб. (см. «Вице-премьеры поборются за Ванкор на ковре у Путина»).

Роснефть: мы рассматриваем разные сценарии
Роснефть:
мы рассматриваем
разные сценарии

Формально Минфин вроде бы выразил готовность пойти навстречу нефтяникам. Так, министр финансов Алексей Кудрин в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову говорит о необходимости учитывать при принятии решения об отмене или сохранении льгот «незапланированный рост капзатрат по проекту освоения Ванкорского месторождения».

И в решении правительства этот момент вроде бы даже и учитывается: льготы у Ванкора отбирают не «насовсем». В случае падения мировых цен на нефть ниже уровня, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития России, и снижения рентабельности месторождения до 17% льготы вернут.

Однако, по мнению ряда аналитиков, такое решение только выглядит попыткой найти разумный компромисс. «От роста цен на нефть компании практически не выигрывают, поскольку за этим следует удорожание материалов, работ и т. д., — рассказал в интервью «Ведомостям» аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. — Для российских компаний 75 долл. за баррель — оптимальный и оправданный вариант. Тем не менее в перспективе маловероятно резкое падение нефтяных цен, а готовность государства поддержать нефтяников не гарантирована ввиду сохраняющихся бюджетных проблем».

Реакция Роснефти не заставила себя ждать. Сегодня было официально объявлено о том, что компания не сможет выполнить планы по добыче нефти на Ванкорском месторождении: вместо заявленных 17 млн т в этом году будет добыто только 14,8 млн т.

Руководство компании не раз заявляло о том, что реализация модели, при которой в текущем году добыча достигнет 17 млн т нефти, а к 2014 г. — 25 млн т, возможна лишь при сохранении льготного налогового режима. Сейчас, поскольку Минфин настаивает на отмене льгот, Роснефть вынуждена перейти к экстенсивной модели разработки Ванкора, чтобы обеспечить более длительный период пиковой добычи.

«Никакого снижения планов нет, — сказали ДЕЛА.ru в Роснефти. — То, что происходит, — лишь один из возможных сценариев разработки месторождения. Причем придуман­ный, разумеется, не сегодня: разные варианты развития событий просчитывались изначально, еще несколько лет назад.

При этом учитывались различные уровни доходов компании, объемы вложений в проекты и т. д., и, исходя из этого, по годам были расписаны объемы добычи. И если сейчас кто-то вспоминает о том, что не так давно «Роснефть» заявляла о более высоком уровне добычи, значит, на тот момент речь шла о благоприятной конъюнктуре на рынке.

А те планы, которые определены сегодня, — это, возможно, не самый лучший вариант, но и не критичный. Он согласован с Минэнерго, и фактически никакого пересмотра планов не предполагает. Связано это не только с решением Минфина, хотя и оно свое влияние на ситуацию оказало».

Понятно, что описанные выше проблемы касаются не только Ванкора — это месторождение просто стало первым, лишившимся льгот. Как неоднократно заявляли представители Роснефти, без льготного налогового режима невозможно развитие и еще одного месторождения, находящегося на территории края, — Юрубчено-Тохомского, второго в регионе по запасам нефти и газа после Ванкорского. Благо, что сейчас вопрос о его выбывании из списка льготников не стоит. При этом максимальная рентабельность разработки этого ресурса может быть достигнута при введении нулевой экспортной пошлины не менее чем на 5 лет.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).