В последние дни тема грядущего подорожания горюче-смазочных материалов особенно активно муссируется в обществе и СМИ. Хотя следует признать, что слухи о весеннем росте цен не утихали с осени 2011 г., когда между заправщиками и властью в крае была достигнута договоренность — не поднимать тарифы до президентских выборов.
Напомним, за укрощение цен на бензин в регионе отвечал глава МЧС и лидер списка «Единой России» в Красноярском крае Сергей Шойгу, который в конце сентября обещал, что рост цен на бензин в городе будет ограничен и обращен вспять (см. подр. «Красноярские заправщики почуяли запах монополии»).
Уже в конце ноября стало понятно, что заморожены цены только на бензин. А связанные с этой мерой издержки производители вовсю компенсируют за счет дизтоплива. Красноярские перевозчики даже устроили перед зданием правительства пикет по этому поводу (см. подр. «С Сергея Шойгу требуют обещанного»).
За время действия моратория на увеличение цен стоимость нефти на мировом рынке выросла на 20% — со 100 до 120 долларов за баррель. Увеличились тарифы на перевозку грузов по железной дороге, энерготарифы. В результате сейчас, когда Рубикон — 4 марта — перейден,
у производителей есть все основания поднимать отпускные оптовые цены, что неизбежно приведет и к росту цен в рознице.
Оптовые цены на бензин увеличиваются с начала года
Оптовые цены уже растут — пока, правда, незначительно. С начала года они увеличились на 3%.
Однако все участники рынка, к которым в процессе подготовки материала обращались ДЕЛА.ru, отказались комментировать ситуацию с ценообразованием, отмечая, что это «дело неблагодарное».
Оптовики — «Роснефть — Красноярскнефтепродукт», «Газпромнефть — Кузбасс» — также не настроены давать комментарии.
Мониторинг цен на заправках Красноярска ведет Красноярское УФАС. Однако там ДЕЛА.ru пояснили, что в соответствии со вступившим в силу в начале этого года третьим антимонопольным пакетом представителям ведомства законодательно запрещено комментировать события на рынке ГСМ — с тем чтобы своими заявлениями не повлиять на ситуацию и ненароком не создать ажиотаж и панику в этой сфере.
Согласно справке Росстата о потребительских ценах на бензин, за последние месяцы его стоимость практически не менялась по всей стране. Больше того, в феврале она была даже ниже (на 0,6%), чем в декабре предыдущего года. В частности, в феврале бензин подешевел на 1,4% в столице Тувы — Кызыле.
В среднем по России на следующий день после выборов АИ-92 стоил 26,13 руб., дизтопливо — 27,9 руб. В Красноярске цены пока немного ниже среднероссийских —
Розница пребывает в режиме ожидания
25,4 руб. за литр АИ-92 и 27 руб. за литр АИ-95, по данным на 5 марта. В рейтинге городов Сибири по дешевизне ГСМ Красноярск — на 13-м месте.
А лидирует соседнее Кемерово, где бензин АИ-92 стоит 22,7 руб., АИ-95 — 25,4 руб. Напомним, что именно в Кемеровской области прописана компания «Газпромнефть — Кузбасс».
Еще немного цифр. Согласно сайту «Красноярскнефтепродукта», на сегодня 1 литр бензина АИ-92 стоит в рознице этой сети 25,4 руб., оптом — 24,31 руб., АИ-95 — 27 руб. и 26,62 соответственно. Таким образом, цены КНП идеально совпадают со средними по городу десятидневной давности. Это говорит о том, что розница пока находится в режиме ожидания.
По мнению экспертов, в рамках грядущего повышения бензин может подорожать на 1-2 руб.
В долгосрочной перспективе на рост бензиновых цен может повлиять и дальнейшее увеличение акцизов — накануне, 13 марта, глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев предложил увеличить с 3 до 7-8 руб. размер дополнительного акциза на топливо, отчисляемого в федеральный и региональные дорожные фонды.
Ситуацию с ценами на бензин ДЕЛА.ru прокомментировал депутат Законодательного собрания Роман Гольдман, который уверен, что
предпосылок для увеличения стоимости ГСМ хватает «вне зависимости от того, прошли выборы или нет».
Цена на ГСМ, по мнению экспертов, неизбежно вырастет
«Первое — это высокая цена на нефть. Второе — выросли экспортные поставки, в первую очередь за счет ближайших стран, таких как Казахстан. Даже с учетом уплаты всех налогов, всех акцизов оптовикам все равно выгоднее грузить ГСМ на Казахстан.
Приведу пример — буквально несколько дней назад был в Европе, и 1 литр дизтоплива там стоит 80 руб.
С такими ценами, конечно, выгодней взять наше топливо, отвезти его за границу, заплатить все налоги и продать его там с очень хорошей маржей, чем оставлять внутри страны. Поэтому я думаю, что сдержанный рост будет — сделать это резко не дадут, но плавный тренд на увеличение цены возможен», — заключил Гольдман.