На месте строительства левобережных подходов к четвёртому мосту через реку Енисей в Красноярске вскоре начнут работу археологи. Учёные будут исследовать площадку на предмет наличия ценных ископаемых эпохи палеолита.
Проведения подобного рода работ требует федеральное законодательство по охране памятников истории и культуры.
«Афонтова гора» — группа из четырех стоянок человека позднего палеолита. Возраст самых древних слоев со следами человеческой деятельности оценивается в 35 тыс. лет. Археологические исследования на «Афонтовой горе» начаты в 1884 г. русским исследователем Иваном Савеньковым, а в 2008 г. учёные раскопали там челюсть детеныша мамонта и несколько каменных и костяных орудий труда. Предположительный возраст находок составляет около 16 тыс. лет.
Для «Афонтовой горы» и расположенного там же музея-заповедника купца Георгия Юдина был даже разработан проект культурно-образовательного центра, куда, как планировалось, войдут гостиница, «этнографическое кафе», возрожденный Юдинский сад, Юдинская библиотека, археологическая стоянка под открытым небом.
Авторы предполагали сделать музейный комплекс «Афонтова гора» визитной карточкой города и края, привлекательным туристическим объектом. Однако денег на реализацию планов так и не нашлось. А теперь через стоянку «Афонтова гора II» решено пустить автомагистрали к четвёртому мосту через Енисей.
Напомним, что проекту моста уже много лет (см. подр. «Четвертый мост в Красноярске»), а фактически новую жизнь в проект автомобильной переправы вдохнул губернатор Лев Кузнецов. Именно он определил строительство объекта первоочередной задачей в решении транспортных проблем города, отодвинув метрополитен на второй план. Теперь главу края даже называют «главным строителем четвёртого моста» (см. подр. «Петр Пимашков: «Главным строителем четвёртого моста в Красноярске является губернатор»).
Но на пути к строительству четвёртого моста возникают две серьезные сложности, которые не относятся к проектным решениям, — это снос ветхого жилья и раскопки на «Афонтовой горе».
На переселение людей пока выделили 450 млн руб., на археологические исследования — порядка 2,2 млн руб. Тендер на обследование уже объявлен. Все работы, согласно техзаданию, должны быть завершены в декабре 2011 г. Заключаются они в том, чтобы из зоны строительства моста исключить площади археологических памятников, проведя там ускоренные раскопки, а затем перенести ценные находки в музеи и государственные хранилища.
В этом году начнётся расчистка площадки для подходов к автомобильной переправе
Кроме того, необходимо проведение детального археологического обследования территории для определения границ комплекса памятников стоянки «Афонтова гора», а также с целью выявления ранее неизвестных археологических объектов. Как уверяют проектировщики, музей-заповедник Юдина, представляющий историко-художественную ценность и находящийся в зоне стоянки «Афонтова гора II», в участок проектирования не попадает и полностью сохраняется.
«В плане стояли эти сроки работы, и к этому времени их можно завершить, — пояснил ДЕЛА.ru декан исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Евгений Артемьев.
— В вопросы финансирования работ я особо не вникал, но могу сказать, что это будет целая система договоров. И сама по себе сумма в 2,2 млн руб. не покроет расходы на проведение работ на территории 800 квадратных метров.
Заказчик, конечно, может исходить из своих соображений по стоимости исследований. Но на совещаниях по этой теме мы обговаривали вопрос о том, что финансирование будет в тех масштабах, которые озвучены на встречах президента с губернатором. А там говорилось, что на археологические работы будет потрачено примерно 10%, может быть чуть меньше, от той суммы, которая нужна на строительство самого моста».
Необходимо проведение детального археологического обследования территории
wise-travel.ru
Необходимая сумма на раскопки, по мнению Артемьева, получается «достаточно существенная», но позволит тщательно обследовать участок.
«Понимаете, если там будет обнаружено продолжение существующих культурных слоёв, то, в соответствии с законодательством, строительные работы должны быть остановлены до полного извлечения всех культурных остатков, — добавил археолог. — Это уже будут не охранные, а раскопочные работы. Сроки их проведения здесь будут зависеть от категории памятника, который мы теоретически можем найти».
Об уровне исторических находок на месте будущих подходов к мосту пока можно только «фантазировать»
Об уровне исторических находок на месте будущих подходов к мосту пока можно только «фантазировать», отметил Артемьев. Однако у специалистов есть объективные причины полагать, что ценность извлечённых экземпляров будет не столь высокой, как на других участках «Афонтовой горы».
Археолог не стал исключать вероятности появления объективных причин для отмены строительства моста, но отнесся к этому скептически. «В принципе, такое может быть, — сказал Артемьев, — но я не могу представить себе масштабы исторического объекта, которые заставят нас отменить строительство».
Случаи остановки строительных работ из-за археологических находок в Красноярске уже были.
В 2007 г. останки людей, захороненных на кладбище предположительно конца XIX в., обнаружили строители при реконструкции здания Большого концертного зала (БКЗ). Могилы были найдены при раскопке траншеи экскаватором. Как выяснилось, рядом с БКЗ находилось городское кладбище и развалины Воскресенского собора, разрушенного в конце 1930-х годов. Все работы на объекте приостановили, в результате чего реконструкция концертного зала затянулась (см. подр. «БКЗ обошелся Красноярскому краю в 3,4 млрд руб.»).
Тему смещения сроков строительства моста, а уж тем более отмену из-за археологических находок, в краевом Минтрансе даже не обсуждают.
«Вероятность того, что сроки строительства моста как-то сдвинутся, мы не рассматриваем, — сообщили ДЕЛА.ru в министерстве транспорта края. — Изначально все работы были спланированы, и обозначенные сроки подкреплены объективными данными».
Возможное обнаружение на раскопках «Афонтовой горы II» каких-то особо ценных ископаемых в ведомстве назвали «вопросом из области фантастики».
По условиям техзадания аукциона все работы по археологическому обследованию территории объекта культурного наследия федерального значения стоянка «Афонтова Гора-II» в границах отвода земельных участков под строительство левобережных подходов по объекту «Строительство 4-го автодорожного мостового перехода через реку Енисей в г. Красноярске» должны завершиться до 1 декабря 2011 года.
Строительство самого моста власти планируют вести с 2012 по 2015 гг., а в этом году начнётся расчистка площадки для подходов к автомобильной переправе. Общая стоимость проекта составляет порядка 17-18 млрд руб.