Передача подвижного состава в ходе реформы РЖД в частные руки продолжает порождать новые проблемы.
Перемещения и «выжидания» порожних вагонов на станциях представляет собой большую проблему
На прошедшей в Москве конференции «Железнодорожные перевозки для малых и средних предприятий-2011» как главную проблему обсуждали встречный порожний пробег вагонов. Как правило, промышленные предприятия, у которых в собственности есть вагоны, предпочитают возить только «в своих», это дешевле. Операторы перевозок, в свою очередь, хотят заработать по максимуму. В итоге с разгрузкой и погрузкой возникает форменная неразбериха.
Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев рассказал, что нередко со станции уходит пустой подвижной состав, а под погрузку на нее же отправляют порожние вагоны другого собственника. Лишние перемещения массы пустых вагонов мешают нормальному функционированию железной дороги.
На Красноярской железной дороге ДЕЛА.ru сообщили, что проблема действительно существует. Всего за 7 месяцев текущего года порожний пробег на КДЖ составил 32,2%, что на 0,6% меньше аналогичного периода прошлого года (32,8%).
Проходящие в настоящее время согласование «Правила перевозки приватных порожних вагонов» должны помочь в разрешении ситуации. Кроме закрепления норм взаимодействия игроков рынка грузоперевозок, предстоит определить меру ответственности оператора подвижного состава перед перевозчиком и грузоотправителем.
К сожалению, пока радикальное решение о передаче вагонов операторам принесло только дополнительные проблемы. К примеру, компании-операторы выставляют на перевозки такие тарифы, которые для многих оказываются не по карману.
Президент Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев рассказал ДЕЛА.ru: «Вагоны как бы исчезли, но мы-то видим, что они порожние стоят на станциях и ждут выгодных маршрутов. Подвижной состав вроде бы принадлежит ОАО «ПГК» и «ВГК», но они уже передали их операторам, которых больше тысячи по всей России. И эти операторы подняли цены до такой степени, что наши потребители лесопродукции не могут их осилить, а потому все лесоматериалы так и портятся на складах» (см. подр. «Железнодорожники не хотят возить красноярский лес»).
Вице-президент ОАО «РЖД» в свою очередь отметил, что в ближайшее время компания полностью завершит передачу инвентарных вагонов и перестанет оказывать услуги по их предоставлению. В связи с чем грузоотправителям придется все-таки заключать договоры с другими собственниками подвижного состава и выстраивать свой бизнес, исходя из их тарифов.