Эксперты Института экономической политики им. Гайдара выяснили, что российские предприниматели принялись повышать цены в ответ на увеличение ставок страховых взносов.
По данным исследователей, в 2011 г. фактический рост цен в ответ на увеличение социальных страховых взносов с 26% до 34% подтвердили 65% предприятий.
Лидерами (77%) здесь стали средние производства и малые предприятия (65%). Отметим, что планировали это сделать 82% «малышей». В отраслевом разрезе лидирует легкая промышленность — 85% предприятий подняли цены, машиностроение (78%) и химическая промышленность (71%). Госпредприятия, как и заявляли ранее, увеличили цены на 80%, обогнали их только ООО (89%). В то же время в пищевой промышленности только 42% предприятий сообщили о росте цен, хотя планировали это сделать 64%, констатируют в ИЭП, отмечая, что решение проблемы «позволил сгладить» рост цен на продовольствие осенью-зимой 2010 г.
Интересно, что сократить налоговую нагрузку с помощью использования «серых» схем оплаты труда весной прошлого года намеривались всего 9-10% процентов компаний, однако в мае 2011 г. это сделало еще меньшее число организаций (7%-8%).
Также, по данным исследования, «угрозы» персоналу со стороны работодателей оказались реализованы гораздо реже, чем о том говорилось. Так, если в 2010 г. сокращение расходов на персонал (ДМС, социальные выплаты, льготные займы) было третьей по популярности мерой экономии (чаще у крупных предприятий, где такие расходы распространены), то в 2011 г. об экономии на ДМС и т. п. заявили менее четверти (24%) производств (чаще мелких) — и эта мера оказалась на четвертом месте.
Увольнения неэффективных работников планировались в 2010 г. на 29% предприятий, однако де-факто на это пошли 20%. Та же картина наблюдалась в снижении зарплат: при готовности пойти на это 18% производств только 13% действительно сокращали зарплаты (кроме пищепрома — в нем сокращение ФОТ затронуло 24% компаний). ИЭП объясняет это памятью о кадровом голоде 2008 г. и ожиданиями, что персонал может вновь стать самым дефицитным ресурсом.
Напомним, что повышение ставки страховых взносов с января 2011 г. с 26% до 34% процентов существенно увеличило нагрузку на бизнес. Многие предприниматели заявили о том, что возросшие налоги вынудят их уйти в теневой сегмент. В свою очередь чиновники не могут разработать эффективный механизм по снижению социальных налогов (см. подробнее «Правительство не придумало, как снизить соцналоги для бизнеса»).