Роснефть в ближайшее время рассчитывает открыть в Красноярске сразу шесть фирменных автозаправок. Слушания по размещению АЗС уже состоялись, и для города это событие прошло незаметно.
Как ни парадоксально, но для крупнейшей вертикально интегрированной госкомпании страны
происходящее можно назвать чуть ли не прорывом: сейчас ее АЗС в пределах краевого центра нет.
На данный момент львиную долю розничного рынка топлива в крае занимает «Красноярскнефтепродукт», основным акционером которого является правительство региона. Сеть компании насчитывает 124 заправки — это почти столько же, сколько у ее конкурентов вместе взятых: «Фортуны Плюс», «Магната-РД», «25 часов», Газпромнефти, Роснефти и мелких операторов.
В Красноярске на выскококонкурентном рынке розничного топлива
присутствуют несколько крупных коммерческих сетей
Правда, по присутствию в Красноярске и его окрестностях КНП уступает коммерческой сети «25 часов», у которой в собственности 43 АЗС, тогда как у «Красноярскнефтепродукта» — 26 заправок. Немногим меньше станций в краевом центре и пригороде у «Фортуны» — 23, а всего ее сеть насчитывает 31 АЗС. Потом уже идет «Магнат-РД» — 33 автозаправки, из них 19 в Красноярске или где-то поблизости.
Автозаправочных станций крупных холдингов в крае относительно немного.
Газпромнефть имеет 22 АЗС, из них лишь 9 находятся в Красноярске.
Роснефть на этом фоне выглядит намного хуже: в краевом центре ее заправок нет совсем, а в пригороде компания сумела построить лишь пять станций — не слишком великий результат для столь мощного холдинга.
С другой стороны, найти подходящие свободные площадки под АЗС в городе сложно, потому что лакомые куски земли уже заняты местными сетями.
Однако перед выборами в Госдуму в 2011 г. обещание того, что Роснефти выделят места под заправки в краевом центре, дал нынешний министр обороны Сергей Шойгу. Тогда он возглавлял список красноярских единороссов и в период избирательной кампании плотно занимался вопросом цен на бензин.
Все заправки Роснефти сегодня расположены в пригороде
«Несправедливо, что топливо производится на территории Красноярского края, а стоит дороже, чем в соседних регионах», — говорил Шойгу.
Этому были посвящены переговоры с Роснефтью, которая производит бензин на Ачинском НПЗ и продает его оптом красноярским заправщикам. Компания указала на то, что в регионе у сети нет реализации бензина, оттого, дескать, и на цены в рознице она влиять не может.
«Договорились о том, что сейчас на территории края и в самом Красноярске начинают выделяться места под заправки Роснефти, — сообщил Шойгу (см. подр. «Красноярские заправщики почуяли запах монополии»). После всех этих заявлений цена на автомобильное топливо действительно около года держалась на одном уровне и начала постепенно расти только в августе 2012 г.
А вот с заправками для Роснефти дело быстро не сдвинулось. Лишь спустя полтора года — в феврале 2013 г. — появилась информация о том, что компания планирует построить в городе шесть АЗС: на съезде с Октябрьского моста по ул. Авиаторов, две станции на съезде с моста «777» по ул. Ястынской, на ул. Молокова, 33, в строящемся мкрн Слобода Весны и на ул. Пограничников.
По этой теме были объявлены публичные слушания, но на открытое обсуждение пришел лишь один человек.
«Если слушания прошли сейчас, то необязательно, что данные заправки будут построены в этом году: они могут появиться либо в следующем году, либо в 2015-м», — пояснил ДЕЛА.ru представитель ООО «РН-Красноярскнефтепродукт».
На этот год в планах Роснефти — построить в Красноярске лишь одну заправку, на ул. Пограничников. Еще 6 станций компания собирается разместить на выездах из города — в Березовском и Емельяновском районах.
Газпромнефть пока не планирует строить новые АЗС в городе
Конкурент Роснефти — оператор Газпромнефть — тоже в этом году строить заправки в Красноярске не планирует, а лишь реконструирует существующие на ул. Рейдовой и Северном шоссе.
На стадии строительства находятся только три АЗС — две в Ачинске и одна в Назарове, пояснили ДЕЛА.ru в пресс-службе компании.
Достаточно вялая политика расширения сети фирменных заправок топливных монополистов понятна: для них это направление почти и неинтересно с точки зрения прибыли, полагает депутат Заксобрания края, гендиректор холдинга «Сангилен+» Роман Гольдман.
«Появление шести заправок, да даже и десяти существенно на местный розничный рынок не повлияет, — говорит бизнесмен. — В городе гораздо больше АЗС конкурирующих компаний, и нужно понимать, что для Роснефти и Газпрома розница — это больше пиар, это не является направлением, с помощью которого они зарабатывают деньги. Компания Роснефть зарабатывает по 2 млрд в день, и для них заправка — это скорее суета, которая создает представление о том, что Роснефть присутствует в Красноярском крае».
АЗС в крае не хватает там, куда трудно доставлять топливо
По мнению Гольдмана, заправок в городе сейчас и так предостаточно, но вот не хватает-то их как раз в отдаленных территориях.
«Ясно, что открытие заправок в труднодоступных районах — это, по сути, меценатство. А в данном случае мне даже непонятно: кому и что они хотят доказать», — подытожил он.
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru