Быть «городом с островами» само по себе большая редкость. А огромная зеленая поляна посреди мегаполиса — двойное везение. В последние годы Татышев, который долгие десятилетия оставался местом стихийных прогулок, превратился в центр спортивного отдыха: удобную площадку для велосипедистов, роллеров, лыжников, фигуристов и «рикш». Однако в скором времени Красноярск может лишиться этой радости: конфликт между чиновниками Красспорта и бизнесменами, оказывающими услуги проката, развивается так, что остров может вернуться в прежнее бесхозное состояние.
Суд признал законным предписание УФАС — изъять земли Татышева у муниципального предприятия
Немного об истории вопроса. Спор между частными велопрокатчиками и мэрией начался год назад, накануне летнего сезона 2012 г. Тогда предприниматели подали коллективное обращение в УФАС,
в котором пожаловались на то, что чиновники узурпируют рынок велопроката и ограничивают их деятельность на острове.
Осенью прошлого года антимонопольщики вынесли решение, в котором признали администрацию города в лице Главного управления по физической культуре, спорту и туризму нарушившей закон «О защите конкуренции» сразу по двум статьям — ч. 1, 3 ст. 15 и ст. 16. По мнению антимонопольщиков, мэрия, как и утверждают предприниматели, препятствовала развитию бизнеса, монополизировав рынок велопроката острова.
Муниципальное учреждение «Дирекция спортивно-массовых мероприятий», которому три года назад земли Татышева были переданы в бессрочное пользование, параллельно со сдачей мест в аренду частным велопрокатчикам само занималось велопрокатом, то есть являлось конкурентом зависящим от нее коммерческим компаниям (см. подр. «Скандал с молочными заводами вешают на «Сосну»).
Представители Красспорта попытались оспорить это решение антимонопольщиков в суде.
Однако пару недель назад Арбитраж Красноярского края подтвердил его законность. Согласно предписанию УФАС, теперь Красспорту необходимо изъять земли у «Дирекции спортивно-массовых мероприятий» и вернуть их в городскую казну.
По мнению Владимира Мусиенко, заместителя руководителя управления, это может иметь серьезные последствия для Красноярска, который просто лишится крупной спортивной зоны.
«Судья обосновал свое решение тем, что частные прокатчики появились на острове еще до Красспорта. Вообще говоря, для нас Татышев с самого начала не является бизнес-проектом. Бизнесмены пришли сюда за деньгами, а нашей задачей было создать на острове центр физкультуры и здоровья, и это, на мой взгляд, получилось», — говорит Мусиенко.
Красспорт вплотную занялся островом несколько лет назад. Главной проблемой на первоначальном этапе было избавить велодорожки от автомобилей, создававших аварийные ситуации.
«Мы писали в ГИБДД, инспекторы ставили запрещающие знаки, их срывали. Штрафы во время рейдов выписывались пачками, но это не помогало. Тогда через департамент безопасности мы провели инициативу установить на въездах два шлагбаума. Эту дату в 2009 году можно считать началом создания физкультурного парка», — считает замруководителя Красспорта.
Решение автомобильной проблемы положило начало развитию на острове физкультурного парка
После начались работы по уборке мусора, установке мусорных контейнеров, разметке дорожек, обрезке деревьев и прочему. Нынешней зимой была заменена система освещения велодорожек: теперь кататься на Татышеве можно и в темное время суток. Кроме того, Красспорт занимается и экологическими вопросами: следит за сохранностью природной зоны острова.
Все это делается только на государственные деньги: за сезон 2012 г. в Татышев было вложено 52 млн руб. бюджетных средств, а вообще за 5 лет ежегодное финансирование составляло порядка 30–40 млн руб.
«Изначально частные прокатчики вносили на благоустройство острова благотворительные взносы. Их вклад в среднем составлял около 1 млн рублей в год. Но в прошлом году, например, они отработали здесь лето, не перечислив никаких денег на поддержание порядка или развитие инфраструктуры», — говорит Мусиенко.
В заслугу администрации он ставит и тот факт, что сегодня на острове сложилась безалкогольная зона отдыха.
«Мы последовательно воплощали эту идею в жизнь, и сегодня на острове не встретишь распивающих пиво на лавочках. Очень редки также и случаи хулиганства, хотя на дорогах, перегруженных велотранспортом, конечно, бывают травмы», — отмечает Мусиенко.
По его мнению, если сегодня Красспорт уйдет с острова, все быстро вернется к стихийному состоянию.
«Над Татышевым нависла угроза, которую осознают не все. Если МАУ покинет остров, как предписывает решение суда, никто не будет контролировать работу шлагбаумов, не будет и штата рабочих, которые убирают и чистят велодорожки, некому станет следить за безопасностью и порядком: мы вернемся к острову в том состоянии, в котором он был 10 лет назад», — опасается замруководителя Красспорта.
С уходом Красспорта Татышев может лишиться спортивных объектов и уже созданной инфраструктуры
По его мнению, велопрокатчики всем этим заниматься не будут. «Если все придется отдать, пусть и в городскую казну, физкультурный парк может погибнуть — поставлено под угрозу само его существование. На мой взгляд, это катастрофа», — резюмирует Мусиенко.
Сейчас в Красспорте надеются, что решение арбитража удастся оспорить в суде второй инстанции.
При этом Владимир Мусиенко отчасти признает претензии бизнесменов. Так, в этом году чиновники уже не намерены оказывать горожанам услуги проката велосипедов и роликов, мешая конкурентам.
«Мы не будем выставлять велопрокат этим летом. Велосипеды свои будем предоставлять бесплатно социально незащищенным слоям населения и для проведения мероприятий.
Сейчас объявлен конкурс на право аренды 25 точек велопроката, построены сами точки. Каждая из них представляет собой ангар для безопасного хранения инвентаря и веранду для услуг проката, на изготовление этих павильонов нами потрачено около 10 млн рублей. Электронный аукцион намечен на 22–23 апреля. Претенденты, которые не имеют опыта участия в таких аукционах, могут пройти обучение до 5 апреля», — рассказывает замруководителя управления (см. подр. «Велопрокаты на Татышева раздают на торгах»).
В свою очередь другая сторона конфликта не считает ситуацию катастрофической для острова,
а победу в суде полагает недостаточной, выдвигая новые претензии.
«Несмотря на то, что УФАС вынесло решение в пользу малого бизнеса, Красспорт и городская власть умышленно затягивают судебные процессы, чтобы бизнесмены не смогли вовремя начать работать на острове по той схеме, по которой работали всегда», — полагает предприниматель Сергей Афанасенко, который занимается велопрокатом на Татышеве в течение 9 лет.
По мнению бизнесменов, условия аукциона по продаже прокатных мест являются несправедливыми
По его мнению, новшество — процедура продажи велопрокатных мест на аукционе — также вызывает вопросы.
«По городскому законодательству места для прокатчиков называются «местами велопроката» и не подпадают под аукционы. Но чиновники их выставили, назвав по-другому: «комплексами парковочных мест для проката инвентаря», — говорит Афанасенко. — Кроме того, в результате аукциона такое место можно будет купить только до конца этого лета, но стоимость аренды вместе со стоимостью выкупа будет столь велика, что предприниматель за лето даже не сможет отбить эти деньги! А на следующий год ему снова предложат покупать». На взгляд Афанасенко, несправедливым является и сам аукцион, и его условия.
Решение Красспорта отказаться от проката в наступающем сезоне он комментирует следующим образом:
«Это как раз и является результатом нашего обращения в суд. А раньше чиновники подходили к нам и говорили ограничить количество сдаваемых в прокат велосипедов, зажимали по всем статьям. Видимо, теперь решили не выделяться», — считает он.
По мнению Афанасенко, если решение суда не будет оспорено, это станет уроком для власти в том, как выстраивать отношения с бизнесом.
«Чиновники должны подружиться с малым бизнесом. А хорошие отношения начинаются с выполнения законов. Если бы все было по закону, никто бы не обращался в суд и не оспаривал то, что они делают. Я надеюсь, что теперь власти научатся договариваться с предпринимателями, и бизнес с удовольствием будет участвовать и ресурсами, и деньгами в развитии Татышева.
Мы не первый год вкладываем в это деньги, и я думаю, что и все могут участвовать в благоустройстве острова. Бизнес сможет самовыразиться и создать здесь красивую среду, причем застраивать территорию не просто сварными железными конструкциями, но строениями из природных материалов».
Чиновники тоже за сотрудничество, но при одном хозяине.
«Остров должен развиваться демократически, мы должны действовать совместно с прокатчиками. Однако я считаю, что главным на территории должен быть кто-то один. Если хозяев много, возникают разночтения: один намерен поставить, например, урны, другой — нет, третий хочет устроить курилку… Но у парка должен быть единый стиль», — полагает Владимир Мусиенко.
Конфликт между предпринимателями и чиновниками
напрямую затрагивает интересы отдыхающих на Татышеве
У каждой из сторон — свои аргументы. Но, как замечает Мусиенко, горожанам, по большому счету, наплевать, у кого они берут в прокат велосипед: у частного прокатчика, который первым пришел на остров, или у муниципальной дирекции.
Трудно с этим не согласиться. Очевидно, что красноярский остров останется таким, к какому мы уже успели привыкнуть, только если участникам спора действительно удастся договориться между собой. Разруха невыгодна никому. Но развитие событий в духе присказки «Назло врагам козу продам, чтоб дети молока не пили» сейчас вполне вероятно...
Очень хочется, чтобы окончательное решение было принято все же не в пользу вечно ущемляемого у нас бизнеса или вечно довлеющей над всем власти, а в пользу города, и Татышев останется нашим островом везения.
Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru