Недавно, подводя итоги 2011-го прокатного года, исследователи Romir Movie Research сделали вывод: посещаемость кинотеатров России за это время почти прекратила рост, увеличившись за год всего на 0,6%.
Тем не менее в прошлом году российский рынок кинопроката остался на 4-м месте в Европе и 9-м в мире, а кассовые сборы по сравнению с 2010 г. выросли на 12%.
По мнению социологов, позиции удалось сохранить только благодаря выросшим средним ценам на билет: со 185 до 207 руб.
По мнению прокатчиков, сегодня на высокие сборы претендуют только фильмы, снятые в 3D
Однако прокатчики Красноярска не отмечают, что в городе стагнировался спрос на посещение кинотеатров.
Напротив, в последнее время публика пристрастилась к масштабным зрелищам в формате 3D.
Не упали в яму
Главной причиной стабилизации посещаемости в стране эксперты считают демографическую яму:
зрителей 16-25 лет, основной аудитории кинотеатров, оказывается меньше, чем зрителей предшествующего поколения.
«Мы в курсе этой ситуации, смотрим статистику. Но хочу отметить, что если за последние 10 лет в городе наблюдалось минимальное количество выпускников школ, то за этот же срок максимально выросло число первоклассников, — говорит Александр Вигель, директор по кинопрокату мультиплекса «Квадрофильм». — И, можно сказать, поток 6-9-летних компенсирует демографическую яму, вызванную низкой рождаемостью 90-х. Даже несмотря на то, что подростковая и детская аудитории посещают разные фильмы и сеансы с разной ценой билетов».
Кстати, напомним, что недавно в Красноярске было заявлено о первом с советских времен открытии детского кинотеатра «Мечта» на ул. Мичурина (см. подробнее «В Красноярске впервые со времен СССР откроется детский кинотеатр»).
По мнению Анны Перловой, директора кинокомплекса «Киномакс», молодежь «в тусовочном возрасте», несмотря на особенности демографической ситуации, в красноярских кинотеатрах по-прежнему составляет хороший процент зрителей.
Дети составляют заметную аудиторию кинотеатров, но и взрослые готовы пересматривать старые фильмы в новом формате
Вообще в «Киномаксе» не наблюдают, что красноярцы стали реже ходить в кино.
Напротив, экономический кризис, считает Анна Перлова, сыграл кинопрокату на руку.
«Посещаемость, если судить по прошлому году, выросла. Кино осталось самым доступным и близким для зрителя развлечением: это значительно дешевле, чем посетить гастрольный спектакль, концерт или сходить, к примеру, в ресторан. Сводить свою девушку в кино может любой», — говорит она.
Александр Вигель разделяет мнение, что посещаемость кинотеатров растет:
«В этом году мы выходим на цифры 2008 г. — довольно высокие показатели». Вигель считает, что динамика посещений зависит одновременно от нескольких факторов, включая месторасположение кинотеатра, маркетинговую политику и прочее.
Кассовые сборы в 2011-2012 гг. росли, причем не только за счет повышения цен на билеты. Хотя удорожание кинопросмотра происходило как в «Квадрофильме», так и в «Киномаксе» и других кинотеатрах города. «В среднем за прошлый год цена посещения выросла на 30 руб.», — отмечает Анна Перлова. Правда, по словам Вигеля, цена на билеты все равно не успевала за инфляцией.
Под диктовку попкорн-гигантов
В целом по стране кинобилеты дорожали не только из-за инфляции или с целью компенсировать уменьшение посещаемости, но и в связи с открытием залов с дорогостоящими технологиями 3D и IMAX.
3D превращает фильм в аттракцион
Формат 3D, по мнению экспертов, постепенно меняет потребности зрителей.
«Фильмы теперь уже не просто интересная, рассказанная на экране история: формат 3D превращает кинокартину в аттракцион, это уже не интеллектуальное, а эмоциональное развлечение, более доступное широким кругам», — полагает Анна Перлова.
Все больше картин, по ее словам, становятся объемными: «В 3D переснимают старые фильмы, в этом году вышел «Король Лев» в 3D, на декабрь запланирована «Красавица и чудовище», переснятая в этом формате. Сегодня фильм, который не выходит в 3D, уже не рассматривается как лидер проката», — говорит директор «Киномакса».
Александр Вигель согласен с тем, что
содержание кинопроката меняется в сторону мейнстрима.
«Репертуар — это же бизнес. Сколько бы мы ни сетовали на малое количество артхауса и фестивального кино, ситуация с ними не изменится, пока не подрастет общий интеллектуальный фон. Спросом все равно пользуются попкорн-гиганты, кассу делают фильмы вроде «Пиратов» и «Сумерек»», — говорит он.
3D в Красноярске пользуется устойчивым спросом, а вот IMAX до города так и не добрался. Правда, судя по оживлению на стройплощадке, строительство нового кинотеатра «Синема Парк» (см. подр. «Строителям «Синема Парка» не хватает энергии») разморозилось, но конкретные сроки его открытия по-прежнему неизвестны.
Приучить к кино
Вопреки распространенному мнению, интернет не слишком мешает прокатчикам.
В своем большинстве люди, которые качают фильмы по сети, не гнушаются и кинозалами: одно другого не исключает.
«Мне кажется, влияние интернета, напротив, уменьшается. Многие торрент-трекеры «прижали», в сети их стало меньше. Все большая аудитория переключается на онлайн-просмотры, но это совсем не тот материал, который предлагается в кинотеатрах, — говорит Вигель. — К тому же если раньше пираты могли выкладывать на торрентах новинки на следующий день или даже до премьеры — картинку писали где-нибудь в Китае, звук накладывали с диктофона, — то сегодня их возможности ограничены. К тому же и зрители стали более разборчивыми, обращают внимание на качество ленты, и «вчерашние котлеты» их не интересуют».
Красноярску по-прежнему не хватает современных кинотеатров
По мнению экспертов, кинопрокату Красноярска есть куда расти — причем как географически, так и в плане захвата новых сегментов аудитории.
«Правый берег кинотеатрами практически не охвачен, особенно отдаленные районы, — рынку есть куда развиваться», — говорит Перлова. А по мнению Вигеля, к просмотру фильмов в кино можно привлечь поколение 35-летних и старше.
«В 90-е отрасль была практически разрушена, и примерно у двух поколений зрителей не выработалась привычка ходить в кино. Эта аудитория идет только на те фильмы, которые вдобавок представляют собой социальное явление — например, «Кандагар». Те же люди отправились в кинотеатры на продолжение «Иронии судьбы» вне зависимости от его художественных качеств — потому что это не просто фильм».
Действительно, рекорд среди отечественных фильмов в кинопрокате в прошлом году установил фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» (свыше 868 млн руб.). Всего же за 2011 г. зарубежные и местные картины собрали в кинозалах страны 35,2 млрд руб., около 20% из которых пришлось на российское кино.
Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru